Знаменитый на весь мир театр «Ильхом» может бы исчезнуть навсегда. Эту печальную новость на своей официальной странице в социальной сети сообщили сами сотрудники театра.
Как выяснилось, 7 февраля 2020 театр получил от ООО OFELOS PLAZA, нового собственника здания гостиницы Shodlik письмо с просьбой освободить помещение.
Потеря пространства, выделенного основателю театра Марку Вайлю государством в 1976 году, фактически означает смертный приговор театру «Ильхом».
Далее публикуем обращение дословно:
С юридической стороны мы бессильны что-либо предпринять. Помещение не принадлежит нам. После приватизации в 1994 году, театр пользовался им безвозмездно. С предыдущим владельцем, ОАО «Шодлик» был заключён договор об аренде до 2023 года с автоматическим продлением на 10 лет.
Театр Марка Вайля «Ильхом» — это не коммерческий театр. Это знают и понимают все наши зрители. Он не получал и не получает государственного финансирования. У театра нет никаких средств и возможностей для того, чтобы приобрести новое помещение и воссоздать в нем театр заново. Потеря театра также означает утерю всего репертуара спектаклей, созданных именно для «ильхомовской» сцены. В том числе, легендарных спектаклей Марка Вайля.
Сегодня «Ильхом» — это центр современного искусства, известный во всем мире. Он дает жизнь не только людям театра, но и музыкантам, художникам, фотографам, хореографам, режиссерам, создает культурную среду города и служит его жителям. В Студию театрального искусства приезжают изучать уникальную методику студенты из Европы и США.
Да, здание сегодня принадлежит частным владельцам. Но оно было построено обществом, на общественные деньги — общество же и выделило его в 1976 году «Ильхому». Театр пережил труднейшие времена в истории Узбекистана. В 2007 году трагически погиб Марк Вайль. Но мы всегда смотрели в будущее смело и с оптимизмом.
В 2017 году суд отменил решение о приватизации гостиницы Shodlik, проведенной в 1994 году. Здание вернулось под контроль государства. Но передавая его очередным собственникам, никто не подумал о судьбе уникального театра. Нам печально осознавать, что в новом Узбекистане, который мы начали строить несколько лет назад, для театра не находится места.
Мы хотим спросить у горожан и властей: настолько ли Ташкент богат духовно и культурно, чтобы просто отказаться от одного из своих лучших театров? Стоит ли новый гостиничный комплекс или бизнес-центр такой жертвы? Мы считаем — что нет. «Ильхом» нужен нашему городу.
Мы призываем власти Узбекистана обратить внимание на нас и спасти театр. Мы призываем всех наших зрителей, коллег, друзей, журналистов, дипломатов и международное сообщество помочь нам сохранить это уникальное и волшебное место. Только с вашей помощью мы сможем это сделать.
Пришло время решить судьбу театра «Ильхом» и ответить на вопрос — нужен ли он Ташкенту?
Ну зачем искажать факты.Никто,никакому театру не передовал никакие помещения гостиницы Шодлик.В 1976 году, там где базируется ныне театр Ильхом,был ресторан Шодлик,и ЗАГС.Повторяю,-ресторан!Это легко можно проверить,да и об этом знают достаточное количества горожан.Это первое.Второе-с момента первой приватизации гостиницы Шодлик,если я не ошибаюсь,нынешние владельцы 6 или 7 по счету.Если театр Ильхом, считает законным свое пребывание на территории гостиницы Шодлик,то для установления истины надо обращаться в суд,а не кричать и просить помощи у международного сообщества.Теперь о пафосе:нужен ли театр Ильхом?Любой театр,это источник знаний и воспитания.Если провести опрос в Узбекистане,то я думаю большинство его жителей,независимо от национальности,даже и не знают о его существовании.Данный театр рассчитан на определенного зрителя,и не может претендовать на всеобщую любовь и признание.Но это не означает,что он не должен существовать-конечно должен.Любое искусство,пусть и своеобразное,пусть и на узкую группу почитателей,имеет право на существование,если оно не противоречит общепринятым нормам морали.Так что господа артисты Ильхома,надо все вопросы решать в правовом поле,а не криками и апелляциями к мировому сообществу.
Как мы можем помочь сохранить театр? Есть ли конкретные предложения? Петиция, митинг или коллективное заявление? Я думаю что много сторонников сохранения театра