back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Каков он – «Мир Зазеркалья»?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Каков он – «Мир Зазеркалья»?

В какой-то мере на вопрос, поставленный в заголовке, можно получить ответ, просмотрев персональную выставку Владимира Бурмакина «Мир Зазеркалья», которая откроется 14 февраля в Ташкентском «Доме фотографии». На выставке будут представлены работы в Живописи, Компьюфо и Графике нашего выдающегося художника, в основном созданные за последние 5 лет. Владимир Иванович уже второй раз использует это название – в первый раз оно прозвучало в ноябре 2015 года в галерее имени Икуо Хироямы в Ташкенте. Это не случайно, потому что с годами его всё больше занимают раздумья о формах отображения окружающего мира и природы.

Для начала я хотел бы уведомить читателей, что имею удовольствие близко знать этого одного из самых талантливых и именитых мастеров изобразительного искусства нашей республики более полувека, ещё когда мой друг художник Рузы Чарыев познакомил меня лично с ближайшим своим сподвижником. Затем бывали встречи, как правило, на выставках и вернисажах. Но в последние десятилетия наши контакты участились и приобрели дружеский характер, основанный на единении или близости многих наших взглядов и влечений. Беседовать с Бурмакиным чрезвычайно интересно, ибо он не только блестяще говорит – речь его всегда очень правильная, чёткая, обоснованная, — но и глубоко и философски мыслит, являя собой разносторонне развитого и эрудированного человека, чутко улавливающего перемены в жизни и творчестве.

Меня удовлетворяет и то, что он также тянется к нашему неформальному общению, никогда не демонстрируя своё превосходство в узко специфических вопросах. Так и на этот раз – основательно готовясь к выставке, он хотел слышать моё мнение, даже если оно противоречит его авторской концепции. Видя, что он всё решительнее «порывает» со своим замечательным реалистическим прошлым, переходя на новый язык и эстетику, проявляемую в причудах Компьюфо, я напомнил Владимиру, что великий актёр и режиссёр Соломон Михоэлс считал, что только тот писатель (а стало быть и любой творец) может стать большим, у которого есть своя тема. Конечно, в широком смысле этого понятия.

Для непосвящённых подчеркну, что Бурмакин является автором, изобретателем нового направления в изобразительном искусстве, которое он назвал «Компьюжифо» — совершенно независимый самостоятельный вид творчества, без красок и бумаги, без карандашей и фломастеров, только с помощью компьютера и интеллектуального взрыва, преодоления. Это не привычная живопись, не графика, не офорт, не литография, но и не фотография с фотокамеры. Это симбиоз всех трёх компонентов, рождённых в мозговом отсеке компьютера, как многоцветная фотографика.

Владимир Иванович, ответил мне, что он не видит никакого «раздвоения», ибо ещё обучаясь в Ташкентском Театрально-художественном институте, во время практики, работая в основном с натуры, он часами просиживал у заводей горных рек и речушек, разглядывая удивительные отражения меняющейся окружающей природы в спокойной, либо бурной воде. При этом, когда он протягивал руку, то правая отражалась как левая, и наоборот. Также отражались с обратной стороны облака, деревья, кустарники, парящие в небе птицы, но смешиваясь с реальной природой, создавали причудливые формы, возбуждавшие его воображение. Реалистические основы в изображении предметного трёхмерного мира, с переходом на двухмерную плоскость, невольно наталкивала на мысль, что три стороны предметного мира могут быть изображены как проекция на плоскость одной их сторон.

Бурмакин убеждался в этой реализации, видя национальное, народное творчество узбекских мастериц, вышивающих сюзане с элементами живой природы, придавая им форму плоских фигур. А работы кубистов, супрематистов Пикассо, Брака, Малевича, абстрактного искусства Василия Кандинского! Они, по словам самого художника, были скрыты от широкой общественности и «Чёрный квадрат» Малевича, как и другие шедевры русских авангардистов ему удалось впервые увидеть в запасниках Третьяковской галереи, в журналах по искусству западных социалистических стран Польши, Румынии, Венгрии Демократической Германии.

Постепенно я стал понимать, почему живопись называют искусством двухмерного пространства, подходя к изображению чистой живописи, где цвет становился основой замысла, к тому же мне открылся один из ярчайших художников республики Николай Карахан, чьи бесчисленные этюды помогали понять роль света и цвета в живописи. После его смерти эти этюды вместе со мной разбирал Игорь Витальевич Савицкий, который затем перевёз упакованные нами работы к себе в Нукус, в созданный им музей изобразительного искусства, ставший ныне национальной гордостью Узбекистана. Сейчас он прославлен во всём мире.

Каков он – «Мир Зазеркалья»?

Увлекшись цветом и светом, я постепенно пришёл к отказу от изображения трёхмерного мира и перспективного воплощения на двухмерной плоскости холста, в опять же двухмерное выражение, но уже в декоративной плоскости. Предпосылки к такому переходу у меня были, так как своё начальное образование я получил в художественном училище имени П.П. Бенькова на отделении декоративно-прикладного искусства под руководством народного мастера Ташпулата Арсланкулова, совместно с Усто Ширин Мурадовым расписавшего резьбой по ганчу 1-й этаж театра им. Алишера Навои. Я сам 3 года занимался резьбой по ганчу и это стало основой моего понимания красоты линии и её пластики на плоскости.

Впрочем, моё «формоискательство» было осуждено тогда руководством Союза и института, даже моим учителем Рахимом Ахмедовым, чьё творчество меня восхищало своей яркостью и свежестью цвета.

Тогда я прослыл «формалистом», но меня это не угнетало, даже наоборот. Такое расхожее «звание» прилипло ко мне надолго, не скрою, к вящему моему удовольствию – разоткровенничался Владимир Иванович.

Исследуя непростые темы, легче ссылаться на авторитеты, поэтому я напомнил Владимиру о том, что в одном из своих писем брату Теофилу Винсент Ван-Гог написал, что основанием и отправной точкой при создании его абсолютно модернистской картины явилась работа стенографистки, которая второпях только обозначает наличие воды, берегов, парящих птиц, дуновения ветра, и т.д. Такими мимолётными и не завершёнными отрывками пропитана та работа Ван-Гога. Очень неожиданное признание. А что подталкивает художника Бурмакина к своеобразному решению своих новаций?

— Мои коллеги, работавшие в реалистической манере, часто удивлялись, когда увидев у меня рождённый моим воображением какой-нибудь новый опус, вопрошали: как мне пришла в голову такая идея и такое решение? Я отвечал – смотрите чаще на небо и на воду — именно они источники вдохновения. А ваше воображение подскажет вам неожиданные сюжеты, рождаемые не внешним восприятием реальности, а всеми накоплениями в вашем подсознании. Творите, подстёгивайте своё воображение и тогда сможете постигнуть второй мир, вторая реальность. Мир, сотворённый Богом и мир, сотворённый человеком, страждущим и вдохновенным. С появлением компьютера и разработкой компьютерных технологий человечество втянулось в создание совершенно иных возможностей в реализации своего воображения.

С начала 2000-х я оказался в плену идей, заложенных в компьютерных программах, поражающих своим разнообразием в формообразующих возможностях. Вводя в различные программы свои рисунки, этюды, наброски, фотографии, я стал получать на экране удивительные цветовые композиции, уводящие далеко за пределы визуальных изображений, привычных человеческому глазу предметов и форм в обычной природной среде. Порою кажется, что какие-то божественно-космические, неведомые силы творят это чудо, неподвластное воображению человеческого разума. Одна из многочисленных программ – «зеркало», заложенная в компьютер, послужило мне основанием для создания ряда композиций с центральной осью, разделяющую изображение на правую и левую стороны в зеркальном отражении, — рассказывал художник.

Владимир Иванович всегда окружён молодёжью, к нему тянутся, делятся своими сомнениями и поисками, мне кажется, его боготворят. Он воистину щедро делится накопленными знаниями и опытом со своими учениками и студентами. Более того, он сознательно «рекламирует» их, даже предлагая проводить совместные выставки. До сих пор у любителей изобразительного искусства памятна выставка 2012 года «Сопричастие», в которой были представлены прекрасные работы как самого Бурмакина, так и его одарённой ученицы Анастасии Никитиной. Я спросил у признанного педагога – в чём особенность истинного эстетического воспитания – и мы сошлись во мнении, что такое воспитание возможно лишь там, где возникает ассоциативная фантазия.

Читатель понимает, что данный материал не просто интервью, это скорее результат наших разговоров и наблюдений за многие годы. К примеру, я наблюдал, как часто, подходя к своим зеркалам, Владимир Иванович вглядывался в своё отражение, как-бы ощущая себя находящимся по ту сторону, в параллельном мире. И это при абсолютно здравом состоянии. Вообще, по природе своей В. Бурмакин очень здоровый, ясный человек, наделённый чувством юмора и обаянием доброты и внимания к окружающим. С ним легко и приятно в любой обстановке – и в мастерской, и на официальных мероприятиях, и на даче. Он никогда не давит, не витийствует, не изображает из себя всезнающего и самодовольного мэтра. Он молод душой и открыт всему интересному в мире.

Таков наш современник, человек богатейших задатков и проявлений, патриот Узбекистана, Академик, Заслуженный деятель искусств, Лауреат Государственной премии Владимир Иванович Бурмакин! Приходите на его выставку. Вам откроется новый мир идей и возможностей в иных измерениях.

Ало Ходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новая должность президента Шавката Мирзиёева

25 ноября состоялась Генеральная ассамблея Национального олимпийского комитета Узбекистана, на которой были рассмотрены организационные вопросы. На должность председателя Национального олимпийского...

Больше похожих статей