Сегодня 16 января 2020 года исполняется 89 лет Великому Мэтру узбекского и советского кинематографа – кинорежиссеру Шухрату Аббасову (1931-2018), но сегодня хочется обратить внимание еще на одну дату. Ровно 60 лет назад на экраны страны вышла культовая кинокомедия «Об этом говорит вся махалля» («Махалляда Дув-Дув гап»).
Узбекский кинематограф в 60-е годы дал миру несколько сильных и ярких картин. Лента «Об этом говорит вся махалля» не относится к кино-манифестам «арт-хауса». По большому счёту её можно назвать обыкновенной кинокомедией. Фильм – дебют в полнометражном формате молодого, и пока ещё никому не известного, узбекского кинорежиссёра Шухрата Аббасова. Авторы сценария — Абдулла Рамазанов и Б. Рест (Рест-Шаро Юлий Исаакович); оператор — Валерий Владимиров.
И если вы до сих пор не знакомы с этой культовой кинокомедией, то вы, считай, ничего об узбекском кино не знаете. Снятая в далеком 1960 году кинокартина давным-давно разошлась на цитаты, многие выражения стали «крылатыми».
Успех, а в искусстве особенно, запрограммировать невозможно, как нельзя предугадать будущий киношедевр. В фильме начинающего режиссёра довольно явственно проявилось его стремление к слиянию двух стилистик – Театра и Кино. Содержание картины Шухрата Аббасова выгодно отличалось от многого, что предлагалось в то время в кинотеатрах страны. В кинокомедии присутствовала реальная жизнь со всеми её радостями и огорчениями, где глинобитные дувалы соседствовали с многоэтажными новостройками. Фильм отличал довольно причудливый, но широко разветвленный сюжет. Простая фабула обретала художественную образность ещё и благодаря великолепно яркой и запоминающейся музыке композитора Манаса (Минасая) Левиева.
О чем рассказывает фильм? Внешне всё достаточно просто. Живут-поживают последние недели перед переселением в новые многоквартирные дома, в одной старой махалле (квартале) Ташкента три семьи.
Мудрая и спокойная Мехрихон в исполнении Лютфихон-ая Сарымсаковой, сын которой Азимджан по сюжету завершает учёбу на архитектора в Москве. Неугомонная Ойпошша (Маръям Якубова), её супруг, флегматичный эпикуреец Арслан (Рахим Пирмухамедов) и их сын Умар (Хамза Умаров). Рассудительный каменщик Усто Шариф (Раззак Хамраев) с мечтательной женой Халимой (Икрома Балтаева) и решительной дочерью Сайёрой (Халида Исхакова).
Матери в каждой из трёх семей усиленно стремятся поженить своих детей. И сердобольная Мехрихон, и горделивая Ойпашша мечтают увидеть Сайёру своей невесткой. А мать Сайёры мечтает о том, что её дочь станет звездой эстрады и «об этом заговорит вся махалля».
Но все родительские планы рушатся: после окончания учебы Сайёра тайком от родных поступает не в консерваторию, а на консервный завод. Дальше больше. После ряда комичных недоразумений выясняется, что сын Мехрихон Азимджан уже успел жениться в Москве на девушке-архитекторе, которая под видом квартирантки остановилась в доме мужа. Ну а сын Ойпошши и Арслана красавец крановщик Умар давно и взаимно влюблён в прозванную за свою кипучую активность «лёгкой кавалерией» Умиду, работающую с ним на стройке.
После череды классических комедийных ситуаций с «сюрпризами» и «перевоплощениями», молодые добиваются самостоятельного выбора своей судьбы. Фильм завершается весёлой узбекской свадьбой. Счастливые семьи переселяются из махалли в только что отстроенную многоэтажную новостройку. Сегодня это одни из самых старых домов массива Чиланзар.
Фильм о простых людях, об отношениях разных поколений. Вечная тема в новом формате кинокомедии нашла отклик в душах миллионов зрителей. Феномен фильмов Шухрата Аббасова, величайшего узбекского кинорежиссёра, народного артиста СССР, заслуженного деятеля искусств Узбекистана и кинематографиста мирового уровня в том, что эта и последующие его картины пронизаны настоящими переживаниями, полны драматических, часто неразрешимых вопросов. И при всем этом присутствуют изящная самоирония, тонкий и умный юмор.
Кинокартина «Об этом говорит вся махалля», в которой были заняты как корифеи узбекского театра и кино, так и молодые актёры, при выходе в прокат пользовалась громадным успехом. Что интересно, фильм был снят через пятнадцать лет после второй мировой войны, в которой композитор Левиев был пулемётчиком, один из сценаристов военным корреспондентом, а актёр Хамза Умаров – фронтовым разведчиком.
Диалоги фильма были мастерски адаптированы к экрану классиком узбекской литературы писателем Абдуллой Каххаром. Фильм разошёлся на цитаты, а саундтрек – вальс «узбекского Штрауса» Манаса Левиева широко шагнул в жизнь через телеэкраны. Песни из фильма на стихи поэта Уйгуна прочно вошли в репертуар узбекской эстрады, зазвучали как самостоятельные произведения. Полвека спустя, осенью 2011 года знаменитый итальянский композитор, аранжировщик и дирижёр Эннио Морриконе (Ennio Morricone) покорил сердца узбекистанцев, исполнив вместе со своим оркестром основную тему из фильма.
Почему зритель так полюбил этот фильм? В доброй ироничной кинокартине зритель вдруг увидел себя. Появилась целая галерея живых национальных образов – неповторимой «Ая» (матушки) всего узбекского народа Мехрихон, добродушного подкаблучника Арслана, заносчивой, но все равно привлекательной в своих милых кознях Ойпашши. Они одновременно монументальны и очень легки, полны иронии, юмора и достоверны, чем и подкупают зрителя. Местом действия многих кинолент того периода были заводские цеха и партийные собрания. Герои же фильма «Об этом говорит вся махалля» осваивают иное пространство. Там нет ни одного образа партийного работника, ни одного комсомольца, нет идеологических лозунгов. Комедийность и пронизывающая её легкая ирония вплетаются в общую канву повествования и носят не только развлекательный характер. Персонажи главных героев подчас смешны, но в их характере ощутимы народные фольклорные корни. Опора на национальный колорит дала возможность режиссеру найти, казалось бы, в знакомом материале новые и свежие краски, создать неповторимые характеры. Эта не отягощённость фильма многим как раз и импонирует.
Несомненно, по своей структуре любая картина отражает конкретные культурные образы и установки социума своего времени. При всех смешных эпизодах картина анализирует основы семейных ценностей и социальных стандартов. Первоначально, сюжет фильма «Об этом говорит вся махалля» должен был высмеивать старые обычаи и традиции, как бы противопоставляя традиции – инновациям, махаллю – новостройкам. Но режиссёр мастерски, без назидательности, обыграл жанровую формулу кинокомедии.
И вот уже третье поколение зрителей с обожанием смотрит этот фильм. И помните об одном, если вы не знакомы с энциклопедической кинокомедией «Об этом говорит вся махалля», то вы ничего не знаете об узбекском кино.
Доктор искусствоведения Нигора Каримова.
(По материалам статьи «Культовая кинокомедия на века», журнал «Хаво Йуллари» № 100, 2019 год).
Отличный фильм .Хорошие фильмы снимали в прошлом есть что вспомнить ,сейчас муть одна лиж бы прославить неизвестных актеров ,малоизвестным режиссёрам сырые какие-то фильмы на один просмотр .Переключаешь на местное тв смотриш фильм и чувство что оказался у соседа в доме когда у него ссора и так почти в каждом сериале .Так можно в каждую семью установить камеру с записью 24/365 по желанию и показывать по ТВ .
сегодня др.век и требования и вызовы!мы живем в век ума,информации и глобализации,а где такие кинокартины узбеккино на эту тему?их нет.а чем они заняты?за 29лет ни одной картины о почтении к отцу и матери,о любви к ближнему,по писанию,нет картин по борьбе с антисемитизмом,экстремизмами,коррупцией в стране и.т.д.,где же все это важное и очень важное у нас?нет ничего.вообще,махалля уже потеряла силу и значение,нашли,что вспомнить на страничке,ув.газета,а?люди у нас живут очень плохо,работы нет и госчиновники не создают их,нет благотворения для гр.ру,ни в махалле и ни в госорганах,хотя они там устроились превосходно и промывают нам мозги 29лет,что мы будем -будем жить хорошо,кто и когда,глупости,этого не будет при нынешней системе,точно.