22 декабря в стране прошли выборы в Законодательную палату Олий Мажлис, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. Их называют первыми прозрачными и демократичными. Корреспондент NUZ.UZ посетил некоторые избирательные участки и составил предварительное мнение о ходе голосования и выборах в целом.
ЦИК уже опубликовал предварительные итоги выборов и возвращаться к этому нет необходимости. А вот о том, как проходило голосование и о мнении избирателей рассказать хочется. И в то же время важно показать насколько велик интерес за рубежом к нашим выборам.
Сразу оговорюсь, что, по моему мнению, ни в одной стране мира нет идеальных выборов. Везде есть свои особенности, свои подводные рифы и камни, честная и нечестная борьба. И, направляясь на избирательные участки, вспомнились выборы, проводимые в советское время. В памяти всплыли многие детали, поскольку автору этих строк однажды пришлось участвовать в работе одного из избирательных участков.
На выборы шли, как на праздник. С утра гремела музыка, где-то стихийно начинались концерты художественной самодеятельности, на избирательных участках работал буфет, готовились шашлыки, бойко шла выездная торговля. Приходили с семьями и без. Голосовали также, семейно или один за всех. Паспорта не требовали, сличали в списках и все.
Впрочем, тогда голосовали за тех, кого практически знали или слышали, за тех, кто работал рядом с ними, неважно слесарь он или директор. После голосования быстро не расходились. Выборы были лишним поводом собраться обсудить какие-либо проблемы или просто пообщаться.
Но, это было в прошлом, перенесемся в настоящее.
22 декабря – день выборов. Традиционно они проходят в выходной день и, как правило, в такие дни люди рано не просыпаются. А учитывая прохладную погоду, было понятно, что основная масса избирателей потянется на избирательные участки как минимум, после 10 часов утра.
Так оно получилось. Посетив первый избирательный участок № 882 Яккасарайского района столицы, у председателя участковой комиссии Камилжона Мухамедьярова удалось выяснить, что на 11:00 утра проголосовало 300 избирателей из 1165 зарегистрированных в целом по участку.
Не было никакого сомнения, что к концу работы выборов явка будет превышать 50%, а это явно больше 33% — низшего порога, когда выборы считаются состоявшимися.
Были здесь и новички, впервые принявшие участие в голосовании. Бахром Шермухамедов студент Вестминстерского университета пришел на выборы в первый раз.
Также в первый раз пришла ученица 11 класса школы 328 София Берназинер.
Здесь же повезло встретиться с директором БДИПЧ ОБСЕ Таной де Зулуэтой, которая лично прибыла на участок наблюдать за процессом голосования.
Это конечно же не осталось без внимания журналистов, которые в буквальном смысле взяли её в кольцо. «Хочу отметить, что будем присутствовать в Узбекистане до 29 декабря. Будем наблюдать за ходом событий после выборов и следить за моментами, которые могут повлиять на что-либо. Наш итоговый доклад будет опубликован в следующем году», — отчиталась Т. де Зулуэта журналистам.
Покинув этот участок, плавно перемещаюсь на следующий, а им оказался участок № 127, расположенный в школе 142 Мирзо-Улугбекского района.
Время на часах показывало 13:00, и явка здесь составила 1110 человек из 2408 зарегистрированных избирателей. Близко к половине, а до конца дня есть еще время.
Председатель участковой комиссии Мухтабар Мариаимова не успевала встречать и провожать наблюдателей. По её словам, были наблюдатели из Нидерландов, Германии, Италии, США, Японии и стран СНГ. Кстати, она возглавляет выборную комиссию уже не в первый раз и отметила, что наблюдатели стали более доброжелательными.
Еще один избирательный участок, на котором удалось побывать, находился также в Мирзо-Улугбекском районе в специализированной филологической школе. Председатель участка № 128 Самир Рахматуллаев был полон оптимизма и уверенно сказал, что надеется преодолеть 50-процентный показатель до закрытия выборов.
Основа под этим имелась – на 15:00 явка избирателей составила более 600 человек из 1826 зарегистрированных.
Говоря про изменения в выборной системе, председатели участков дружно отмечали, что стало намного интересней. Вместо 5 законов о выборах, которые противоречили иногда друг другу, выборы теперь регулируются Избирательным Кодексом, вступившим в силу в июне нынешнего года. И большим подспорьем стала электронная база избирателей.
Если в 2000-е и 2010-е года была апатия у избирателей, то сейчас резко возросла активность. Практически все голосовавшие приходили самостоятельно и сознательно, проявляя гражданскую ответственность. Стоит отметить немаловажную деталь. Среди наблюдателей от партий очень много молодежи, а это хороший знак. Значит партии обладают неплохим резервом.
Большинство избирателей стали понимать, что от их голосов зависит будущее их самих, а также их детей. Но были и скептические отзывы. Многие избиратели так и не могли понять, за кого же они голосовали. Несмотря на большую пропагандистскую работу, дебаты и т.д., программы кандидатов были схожими и особых различий избиратель так и не увидел.
Это действительно может быть логичным, ведь практически у всех партий Уставы и программы во многом напоминают ксерокопию.
Нынешние выборы по праву можно назвать первыми прозрачными и демократичными, они дали возможность партиям и кандидатам проявить себя. Но, увы, ни одна партия или кандидат не использовали этот шанс.
Ни одна партия и кандидат не заявили о своем стремлении к власти. А в межпартийной борьбе, это ведь должно быть одним из ключевых пунктов программы любой партии.
Ну, и наконец, об обещанной реакции мирового сообщества. Одной из самых больших делегаций международных наблюдателей была делегация ОБСЕ. В её составе были 45 парламентариев с Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, что определило высокий уровень их сотрудничества с узбекскими коллегами.
Неудивительно, что на сайте ОБСЕ уже 23 декабря появился отчет о выборах в Узбекистане. Только вот по оплошности редакторов сайта многие наши друзья за рубежом с удивлением узнали, что в Узбекистане прошли «президентские выборы». Неудачная формулировка в прямой речи одного из руководителей делегации привела к тому, что при переводе на русский язык (Яндекс-Переводчик) несколько десятков миллионов читателей на русском языке, прочли о «президентских выборах». Оригинал на английском языке опубликован на сайте ОБСЕ .
Подчеркну, что Яндекс –Переводчик — это машина, скорее всего, его программное обеспечение настроено на разговорную речь и обижаться на Яндекс не следует.
Выборы завершились, объявлены предварительные результаты, однако в 22 округах, где не были определены победители состоится повторное голосование. Так что окончательные итоги выборов будут известны дней через десять-пятнадцать.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Насчет последних пунктов автор явно ошибается и выносит неверный вывод об редакции ОБСЕ. В новости на официальном сайте ОБСЕ на всех трех версиях (английской, русской и узбекской) говорится о парламентских выборах, и в речи Хенрексен также сказано об участии женщин-кандидатов в депутаты.
Скорее всего, это просто неверный перевод английского текста в Яндекс.Переводчике, т.к. run for office — это участие в выборной гонке за определенный пост или, говоря проще, баллотирование (а не «Белый дом», как утверждает автор)
Проживаю в Мирзо Улугбкском районе города Ташкента и был очень удивлён тем, что на выборы не были принесены приглашения с указанием избирательного участка. Не было сообщено кто является кандидатом и какие партии участвуют в выборах. Разве это прозрачность выборов.