На состоявшемся брифинге представители Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре и Центрального банка Узбекистана сообщили о временном прекращении практики наложения запрета на банковские карты физических лиц.
17 декабря нынешнего года в Агентстве информации и массовых коммуникаций (АИМК) прошел брифинг, посвященные теме блокировки банковских счетов физических лиц. В нем приняли участие замдиректора Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре (БПИ) Ш. Хайдаров, ответственные сотрудники центрального аппарата Бюро, ответственные руководители Центрального банка (ЦБ) Узбекистана, а также представители СМИ и официальных электронных изданий.
В БПИ убеждены, что мнения, высказываемые ранее в СМИ по поводу взысканий денежных средств со стороны их организации с пластиковых карт граждан беспочвенны и не имеют оснований. По их словам, в результате изучения обращений этих людей выяснилось, что в большинстве случаев у гос. исполнителей имелись решения судов и иных органов о взыскании долгов.
Согласно Закону Республики Узбекистан от 29.08.2001 г. «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», если имеется информации о денежных средствах должников в банковских или других кредитных организациях, а также во вкладах или на хранении, то они должны быть описаны. Данное действие может быть совершено государственным исполнителем БПИ и на основании решения о наложении запрета. Банк может наложить запреты на счета физических лиц, в том числе и находящиеся на пластиковых картах.
Также, согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 15.02.2018 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов», Бюро имеет право ежемесячно списывать задолженности за энергоресурсы с банковских счетов потребителей, по которым обслуживаются их пластиковые карты. При этом сумма списаний не должна превышать двух минимальных заработных плат. По их словам, с целью предупреждения недовольства населения, взыскания задолженностей подобного типа за энергоресурсы (без соответствующего исполнительного листа) не внедрена.
Представители БПИ сообщили, что в целях придания прозрачности в взыскании средств за энергоресурсы и услуги вывоза твердых бытовых отходов, а также в обеспечении исполнения судебных актов и актов иных органов, усовершенствовании системы оповещения должников и повышения культуры добровольной выплаты долгов, Бюро принудительного исполнения принимает меры до 1 июля грядущего 2020 года, обещает прекратить практику бесспорного снятия долгов с лицевых счетов пластиковых карт у обслуживающих банков физических лиц.
Также отмечалось, что дополнительной причиной к этому являются те случаи, когда после выплаты задолженностей по исполнительным листам, граждане должны в письменной форме обращаться в соответствующие организации для снятия запрета. Данный процесс признан крайне неудобным и способствует излишней бумажной волоките для обращающегося.
В связи с этим, ответственные лица БПИ сообщили, что наложение запрета на банковские карты граждан временно приостановлено. Тем временем их органы намерены интегрировать систему электронного обмена информацией между Бюро, банковским и другими организациями, а также единой идентификационной системой физических лиц и банками. Внедрение данной практики должно укрепить культуру добровольного погашения задолженностей и повысить платежную дисциплину населения.
По мнению сотрудников ЦБ, прекращение практики наложения запрета на банковские карты физических лиц поспособствует добровольному повышению платежной культуры граждан, искоренит излишнюю волокиту и недовольства, а также повысит прозрачность в отношениях между населением и банками.