Сегодня в Ташкенте под эгидой Министерства энергетики состоялась конференция инвесторов в области возобновляемых источников энергии и энергетической инфраструктуры RENPOWER UZBEKISTAN 2019.
В стране всего несколько месяцев назад был принят закон «Об использовании возобновляемых источников энергии». После многолетнего преобладающего использования газа для более чем 90% своих энергетических потребностей, Узбекистан предпринимает большие шаги по продвижению и включению возобновляемых источников энергии в свою экономику и энергосеть.
Участниками конференции были рассмотрены основные налоговые льготы для производителей оборудования и разработчиков возобновляемой энергии, совокупность новых нормативных мер по использованию земли под проекты по возобновляемым источникам энергии, процедуры подключения производителей электроэнергии к единой системе.
Также говорилось о солнечных, ветровых, гидро- и биогазовых проектах и программах энергосбережения. Правительство Узбекистана планирует быстро увеличить долю вырабатываемой из возобновляемых источников электроэнергии примерно до 26% к 2030, которую обеспечат 5 ГВт фотоэлектрические станции и 3 ГВт ветряные электростанции.
Уже запланировано три тендера фотоэлектрических проектов по 200 МВт каждый, торги по которым завершатся через 6 месяцев и которые, как ожидается, будут запущены в 2021 году. Эти тендерные торги проводятся Международной Финансовой Корпорацией и Азиатским Банком Развития по принципам государственно-частного партнёрства. Данных механизм привлечения инвесторов полностью исключает использование денег налогоплательщиков на финансирование долгосрочных проектов. А привлечение таких солидных международных организаций как МФК и АБР дает открытость и исключение коррупции для инвесторов.
На конференции проанализированы программы энергосбережения, направленные на снижение энергоемкости на 50% до 2030 года. Немало дебатов вызвала тема «Производство, передача и распределение электроэнергии». Сетевая инфраструктура Узбекистана потребует больших инвестиций к 2030 году для модернизации линий электропередач. Сегодня потери в системе электропередачи оцениваются по грубой оценке в районе 18%, а потери при распределении – 14%.
Немалое внимание уделено подготовке порядка для подключения производителей электроэнергии к единой системе электросетей, внедрении автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, а также разработке комплексной программы по оцифровыванию сектора электроэнергетики в 2019-2021 гг.
— Мы начали переговоры с инвесторами по строительству регулирующих мощностей, которые помогут нам производить электрическую энергию, когда не будем получать солнечную энергию, например, из-за погодных условий — сказал Бахромбек Умарбеков, начальник управления инвестиций и перспективного развития министерства энергетики Республики Узбекистан. — Электростанции регулирующего типа быстро строятся. Уже через 2 года будем получать электроэнергию от частного производителя. Время ввода регулирующих станций и фотостанций будет совпадать, что поможет работе.
Бибигуль МУРТАЗАЕВА
Фото М.ДЖАНГИРОВА
Где можно прочитать объективную, без рекламы и лоббирования, информацию о разных источниках энергии? Для дилетанта возникает ряд вопросов. Какие АЭС самые лучшие и надежные в мире? Если построить солнечную ЭС, то ее солнечные панели быстро покроются пылью и производительность упадет. Как можно их очистить без воды? Почему в Узбекистане массово не строят ветровые ЭС? Кто против их строительства и что мешает поставить в ветреных районах (Бекабад) пару сотен Ветряных ЭС? Почему очень мало информации и обсуждений специалистов о Ветряных ЭС?
Достаточно сделать запрос в гугле. Или посмотреть статьи на данную тему на Хабре.
Солнечные панели в принципе можно покрыть гидрофобным и антистатическим покрытием, что уменьшит загрязнение, но вот как это отразится на цене — не знаю.
Поставить сотню ветровых ЭС — дорогая затея, например 1.5МВт ветряк стоит более 1 млн. долл., так же требуется постоянный ветер определенной скорости.