По мнению экспертов, вступившие в силу 15 ноября 2019 г. изменения в законодательство о запрете на продажу алкоголя и табака близ образовательных, спортивных и религиозных организаций могут свести на нет легальную торговлю этими товарами. Напомним, что в 2011 году в Узбекистане был принят Закон «Об ограничении потребления алкогольной и табачной продукции». Статьей 13 данного закона был предусмотрен запрет на реализацию алкогольной и табачной продукции в торговых точках, расположенных в радиусе 500 метров от образовательных, спортивных и религиозных организаций.
В 2012 году Кабинет Министров дважды откладывал внедрение данного пункта и впоследствии полностью приостановил его действие, предложив дождаться внесения изменений в данное положение, предусматривающих более разумные ограничения. На данный шаг Правительство пошло в связи с изначально не просчитанными негативными последствиями внедрения данной нормы на экономику в виде многомиллиардных потерь бюджета, рабочих мест и еще большего ухода этой сферы торговой деятельности в тень. Выяснилось, что 500-метровый радиус полностью и многократно перекрывал территорию всех городских и сельских населенных пунктов республики. Таким образом, 500-метровый запрет не действовал фактически ни одного дня.
В 2019 году февральским Указом Президента «О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развития виноградарства и виноделия» было поручено подготовить проект закона, предусматривающего сокращение данного радиуса до 200 метров. В октябре-ноябре соответствующие поправки в закон «Об ограничении потребления алкогольной и табачной продукции» были приняты обеими палатами Олий Мажлиса и вступили в силу с 15 ноября.
Мы уже писали на эту тему, когда законопроект только обсуждался в Законодательной палате, а сейчас попытаемся еще раз проанализировать ее более развернуто, пусть и повторяясь в некоторых частях.
Чем обернется данная мера для производителей и розничных продавцов табачной и алкогольной продукции и государственного бюджета? Результаты проведенного летом 2019 года агентством «Agile Media Group» интерактивного спутниково-картографического исследования на примере Юнусабадского района г.Ташкента показали, что при введении 200-метрового радиуса 57-60% торговых точек и предприятий общественного питания будут вынуждены прекратить торговлю табачными изделиями. Вероятно, часть из них уйдет «в тень», продолжая торговать соответствующей продукцией из-под прилавка и не уплачивая налоги с этой части торгового оборота.
Как выглядит ситуация по Ташкенту? По данным различных, в т.ч. официальных статистических источников, а также электронных информационных справочников, на территории столицы площадью 334,8 км2 расположено более 1200 учебных заведений (43 ВУЗа, порядка 400 школ, 120 профессиональных колледжей и академических лицеев, 590 дошкольных образовательных учреждений). Кроме того, в городе функционирует 350 центров подготовки и переподготовки специалистов по различным специальностям. Существующий на сегодняшний день комплекс спортивных заведений Ташкента насчитывает от 2 200 (данные с сайта Госкомстата РУз) до 2 800 объектов (немного устаревшие данные с сайта uzcapital.info) и состоит из более, чем 600 спортивных залов, 15 стадионов, 40 бассейнов, 1500 спортивных площадок, 650 спортклубов и 8 тиров, ипподрома и 3 спортивных манежей. Количество действующих религиозных объектов (мечетей, медресе, храмов) в столице превышает сто пятьдесят.
Итого в городе функционируют от 4 000 до 4 500 объектов, относящихся к учреждениям в сфере образования, спорта и религии. Если их равномерно распределить по всей территории столицы (335 км2), то на один квадратный километр в среднем придется 12-13,5 объектов, от каждого из которых потребуется проложить 200-метровый радиус. Даже без учета территории, занимаемой самим объектом, площадь круга радиусом 200 метров составляет 0.125 км2. И если умножить ее на среднее количество объектов, то получается 1.5-1.7 квадратных километра запретной зоны на каждый квадратный километр городской территории. Это и создает эффект многослойного перекрытия. А ведь некоторые спортивные и образовательные объекты сами по себе занимают площадь от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров — стадионы, университетские городки и т.д.
Однако, в реальности все обстоит немного иначе. Где-то объекты сконцентрированы достаточно плотно, например, в центральных или спальных районах, а где-то их можно и не встретить совсем, например, в промзонах. Однако нельзя не задаться вопросом — имеет ли смысл административно вытеснять всю легальную торговлю подакцизными товарами в промзоны или за город? И будут ли туда ездить или ходить потребители? А как быть с предприятиями общественного питания, которые посещают и местные жители, и гости республики?
Вышеупомянутое спутниково-картографическое исследование показывает, что при сокращении радиуса ограничений даже до 100 метров от образовательных, спортивных и религиозных объектов под запрет попадут 28%, а в случае установления 100-метрового радиуса только от образовательных учреждений – 23% легально функционирующих в Юнусабаском районе предприятий торговли и общественного питания, имеющих в своем ассортименте подакцизную продукцию. Кроме того, проводившие исследование специалисты агентства отмечают, что они так и не смогли получить исчерпывающие данные о всех спортивных объектах Юнусабадского района, например, о спортплощадках, а учли только 22 самых крупных спортивных центра (напомним, всего в Ташкенте 2 200 спортивных объектов). Поэтому реальный эффект регулирующего воздействия вступившего в силу 200-метрового радиуса на сферу розничной торговли и общепита может быть значительно серьезнее.
Изучение международной практики показало, что из 200 стран мира подобного рода «радиальные» ограничения введены лишь в 20 странах, то есть всего в 10% от общего числа. Более того, наиболее часто используемым расстоянием является 100 метров, и то только от образовательных учреждений.
А так ли много торговых предприятий, легально реализующих табачную и алкогольную продукцию, в Узбекистане? По информации из различных источников, в стране функционирует 4 000 магазинов и заведений общепита, торгующих и алкогольной, и табачной продукцией, и еще около 3 500 магазинов, имеющих в своем ассортименте, наряду с другими товарами повседневного спроса, еще и табачную продукцию. Все они должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц и иметь стационарный магазин с торговым залом и контрольно-кассовым аппаратом. То есть в нашей стране с населением более 33 миллионов человек, на каждые 1000 жителей приходится 0.12 торговой точки, продающей алкоголь, и 0.23 — реализующей табачные изделия, причем, повторимся, при фактическом отсутствии каких-либо радиальных запретов на торговлю. Это много или мало?
Оглянемся на соседей. В России и соседнем Казахстане этот показатель в 10 раз выше – 2-2.5 магазина на 1000 человек. Так, в России на 146 млн. человек населения функционирует 300 000 магазинов и ресторанов, которым разрешено торговать обоими видами подакцизных товаров, а в 18-миллионном Казахстане – 51 000 торговых и общепитовских точек. К слову, в России законодательно закреплен запрет на розничную торговлю табачной и алкогольной продукцией в радиусе 100 метров от образовательных организаций. При этом допускается реализация алкогольной продукции «в разлив» предприятиями общепита, находящимися на расстоянии не менее 25 метров от образовательных объектов. В Казахстане в настоящее время нет аналогичных ограничений: в 2014 г. был отменен 100-меровый радиус от образовательных учреждений, действовавший только в отношении алкогольной продукции. Причина отмены – признание нормы неэффективной и коррупциогенной. В европейских странах, население которых уже давно ведет весьма здоровый образ жизни, среднее количество таких магазинов, кафе и ресторанов и вовсе составляет 4-5 на каждую 1000 жителей.
В этой связи не может не возникнуть еще ряд вопросов – не приведет ли запрет на торговлю подакцизными товарами в 200-метровом радиусе, в результате которого права на нее лишатся как минимум 60% из легально функционирующих торговых предприятий, к еще большему переходу розничного товарооборота этих товаров в «серую зону» — в те же картонные коробки и ящики под прилавками, на лотки уличных торговцев, к таксистам? Нынешняя «белая» часть этого оборота оценивается как минимум в четыре-пять триллионов сумов в год. Какие налоговые последствия это будет иметь для бюджета с учетом указанных рисков? Оценивалась ли потенциальная коррупциогенность принятых поправок в законодательство? Не придется ли вновь приостанавливать действие недавно скорректированной нормы, как это произошло в 2012 г.?
Представляется, что все эти вопросы должны быть еще раз проанализированы в ближайшее время, и, при необходимости, 200-метровый радиус должен быть пересмотрен как в плане снижения его протяженности, так и перечня объектов, от которых он должен быть установлен, в т.ч. с учетом опыта других стран мира.
В. Новиков.
Очень трогательно. Вы не учли, что на каждой остановке есть лоток который торгует сигареты и остановки в основном для торговли не для пассажиров. И сколько торговцев не легалов на столиках и делают палатки из целлофана и торгуют сигаретами? На каждом базаре люди ходят и торгуют сигаретами. Если всё посчитать, то в Ташкенте реализаторов табачных изделий больше чем в любом городе мира.