Пожалуй, трудно найти в Узбекистане человека, который не знал бы, не слышал бы о знаменитой творческой династии Закировых. Её родоначальниками были Карим Закиров и Шоистахоним Саидова – выдающиеся артисты, стоявшие у истоков национального оперного искусства, которые подарили отечеству россыпь талантливых детей, многие из которых, став достоянием республики, сегодня известны далеко за её пределами. А двое из этой звёздной династии – Батыр и Фаррух – уже давно стали абсолютными символами узбекской эстрады.
Но мне бы хотелось сосредоточить внимание на младшем из братьев – Равшане Закирове. Признаюсь честно, феномен одарённости этого человека уже давно будоражит моё воображение и разжигает любопытство. Мне всегда хотелось понять, почему обладатель такого уникального по красоте голоса и ярчайшего таланта до сих пор остаётся в тени своих звёздных братьев? И почему он, подобно Фениксу, возрождается из пепла, изумляя публику новым амплуа в качестве блистательного исполнителя классического репертуара, когда другие, разменяв шестой десяток, уже заканчивают карьеру?! Именно поэтому, я с большим удовольствием принял приглашение Равшана Закирова отведать его фирменный плов, а заодно поговорить о предстоящем сольном концерте «Неаполитанские песни», который намечен на 14 декабря во Дворце искусств «Туркистон».
Мы сидим в его скромной, но очень уютной трёхкомнатной квартире. Стены увешаны живописными картинами, большая часть из которых работы самого Равшана Каримовича: в основном это натюрморты и красочные композиции с изображением его музы – любимой доченьки Юноны. В этой частной галерее нельзя не заметить и работы признанных художников Узбекистана, среди которых Владимир Бурмакин (первый педагог Равшана, у которого он обучался на отделении станковой живописи в художественном училище им. П.Бенькова), Баходир Джалалов – друг, подаривший небольшой карандашный рисунок, в котором вижу достойный уровень мастеров эпохи Возрождения, а также «Лейли и Меджнун» Гафура Кадырова, «Ангел» Лекима Ибрагимова…
Погрузившись в эту художественную атмосферу, я довольно быстро почувствовал себя очень комфортно в доме истинно творческого человека. Волею судеб, там, помимо меня, оказались ещё два больших друга Равшана – Виктор Михайлов – главный редактор популярной интернет-газеты «Новости Узбекистана» www.nuz.uz и наш бывший земляк, скрипач из Астаны (Нур-Султана) Мусахан Турунтаев. Мы оживлённо беседуем. По ходу звучат восторженные тосты за дружбу и здравие! А чтобы обозначить гостям цель своего визита в этот гостеприимный дом, рассказываю им о своём первом знакомстве с Равшаном на финале Всесоюзного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты», который проходил в 1971 году в Москве в студии «Останкино». Я работал тогда в Москве, и конечно же, руководителями «Яллы» и Александром Масляковым был приглашён на конкурсный концерт, который оставил в моей памяти самые приятные воспоминания.
Эта поездка оставила в моей памяти самые приятные воспоминания. Во-первых, я имел удовольствие быть свидетелем поистине музыкального состязания, в котором сошлись лучшие голоса со всех Союзных республик; во-вторых, я был горд успешным и победоносным выступлением наших ребят. Конкурсная программа включала две песни, одна из которых должна была исполняться на русском языке, а вторая – на языке той республики, которую представляли участники. Когда объявили группу «Ялла» из Ташкента и после вступления под переборы акустической гитары зазвучал завораживающий голос Равшана Закирова, так трогательно затянувший из русского фольклора: «Плывут туманы белые, с моей тоской не знаются…», я на мгновение замер от ощущения чего-то не реального, ведь исконно русская манера пения исходила от юноши далеко не славянского происхождения. И как впоследствии оказалось, я был не одинок. В этом я убедился, когда по окончании конкурса Саша Масляков подвёл меня к членам авторитетного жюри в лице М.Таривердиева, М.Фрадкина и Э.Колмановского. Я выразил им свою искреннюю благодарность и услышал в ответ восторженные слова в адрес узбекского юноши, сумевшего тонко передать дух русской песни.
Так впервые судьба свела меня с человеком, у которого я, спустя сорок восемь лет, сидел дома, опьянянённый ароматом готовящегося на кухне плова. Формат оживлённой беседы с хозяином и его друзьями несколько мешал мне вести интервью. Но, в конечном итоге, мне всё же, удалось получить ответы на интересующие меня вопросы.
Итак, «Почему так поздно и в чём причина не состоятельности творческой карьеры на должном уровне?», – спросил я у Равшана. И он незамедлительно ответил: « Я только с годами понял, что для достижения успеха, одного таланта мало. Для этого нужно быть человеком, наделённым, в хорошем смысле, большими амбициями и тщеславием. Когда-то мой брат Фаррух сказал мне: «Если ты хочешь добиться славы, то надо стараться покорить весь мир, стремясь к этой цели, тогда, как минимум, добьёшься признания в своей стране». Но, видит Бог, не хватило мне амбиций! А вот в образе свободного художника я, как ни странно, чувствовал себя комфортнее. Впрочем, я, наверное, слукавил. Ведь желание покорить весь мир у меня всё же промелькнуло! Это произошло два года назад в 2017 году, когда я впервые спел свой сольный концерт «Музыка бельканто» в Органном зале Ташкентской консерватории.
— А почему итальянская классика стала главной фишкой новоявленного певца Равшана Закирова?
— Знаете, очень хотел ответить серьёзно, но мне вспомнился один из выпусков КВН, на котором был задан вопрос: «Почему в последнее время все так докапываются до лиц кавказской национальности?» И кто-то из членов команды, сейчас точно не припомню какой, выдал потрясающий ответ: «Потому, что нельзя быть красивой такой!». Это я к тому, что уж больно красива и мелодична итальянская музыка, чтобы не влюбиться в неё. Ну, а если серьёзно, то дыма без огня не бывает ! Классический вокал – это те знания и навыки академического пения, которые я получил, в стенах столичной консерватории, проучившись в ней в течение трёх лет. Помимо прочего, сольному концерту предшествовала серьёзная двухлетняя подготовка: ежедневные расспевки, изучение материала, студийные записи и т. д.
— В настоящее время вы погружены в подготовку очередного концерта, обозначенного как «Вечер неаполитанской песни». Чем вызван ваш интерес именно к неаполитанской песне?
— Мне вспоминаются юношеские годы, отцовский дом на Кукче, в котором звучала самая разная музыка, начиная от восточной до зарубежной эстрады. Последняя была представлена в основном социалистическими странами: Болгарией, Югославией и Польшей. И вдруг сквозь этот мозаичный фон, прорезается, подобно светлому лучу, ангельский голосок двенадцатилетнего мальчика – Робертино Лоретти, потрясающе исполнявшего неаполитанские песни. Многие, наверное, испытывали такое чувство, когда сердце замирает, а по телу пробегают мурашки. Я могу сравнить это с первой любовью. Что-то подобное случилось и со мной. Кстати, этот голос, словно наваждение, преследует меня и сегодня. В 2001 году я выпустил свой первый СД- альбом «Моя ностальгия», названный в честь Робертино Лоретти, в котором десять песен и семь из репертуара моего кумира. У меня тогда возникла идея организовать большой концерт и пригласить на презентацию СД — альбома самого Лоретти. Но, увы! Не довелось!
Однако, плов подоспел! Он оказался превосходным. И это тоже талант! А настоящая кульминация вечера наступила, когда Равшан взял в руки гитару и проникновенно в армянской манере запел: «Где ты юность моя, где пора золотая? Больно сердцу, виски серебрит седина…»
Такой вот сегодняшний Равшан Закиров – человек с невероятным чувством юмора, романтической душой, утверждающий, что «певец – это не профессия, а состояние души». Поэтому я убеждён, что нынешним декабрём концертный зал вновь будет полон не только любителями неаполитанской песни, но и жаждущими насладиться великолепным голосом Равшана Закирова.
Ало Ходжаев, кандидат философских наук
Я привела на его концерт неаполитанской песни свою подругу, которая находилась в глухой чёрной депрессии после большой потери. И представьте, она уходила из Туркистона в тот вечер почти прежней и даже впервые за много дней улыбнулась. Так что, Равшан, сами не зная об этом, вы подарили человеку гораздо больше, чем просто удовольствие от хорошего концерта. Спасибо от меня и от неё.