В обсуждаемой в настоящее время Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года Минэкономпром проанализировал факторы, сдерживающие инновационное развитие Узбекистана.
Существующее финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) не обеспечивает необходимого значительного прироста научно-технических разработок. Наука в стране ограничена объемами финансирования. Финансирование НИОКР в республике составило $70,7 млн в 2017 г, (в Швеции –$16,2 млрд, в России — $39,9 млрд, в США –$599 млрд).
Анализ показал, что при общем росте объёма затрат на НИОКР его доля в объеме ВВП остается неизменной – 0,2%. Данное значение существенно ниже, чем во многих странах мира (в среднем по миру 2-3%). При этом ЮНЕСКО рекомендует развивающимся странам довести расходы на НИОКР до 1% к ВВП.
Отмечается высокая доля государственного сектора и недостаточно высокий показатель предпринимательского сектора в структуре затрат на НИОКР от общего объема финансирования научных исследований.
При этом государственные НИИ и ВУЗы не могут качественно освоить эти инвестиции в научные исследования. Происходит процесс перераспределения затрат на НИОКР от государственного сектора в предпринимательский. Снижается заинтересованность предприятий в исследованиях НИИ и ВУЗов.
Уровень предприятий, внедривших инновации, в стране достаточно мал (0,34%) по сравнению с мировыми оценками (в среднем по миру 40%). Трудности коммерциализации новых технологий связаны с отсутствием развитой системы трансфера технологий, соответствующей нормативно-правовой базы и опыта взаимодействия науки и производства.
Все еще несовершенны механизмы по привлечению инвестиций в инновационные разработки. В мировой практике наиболее эффективными механизмами считаются бизнес-инкубаторы, технопарки, агентства по трансферу технологий. В республике данные механизмы практически отсутствуют.
Инновационное развитие в большей степени концентрируется в г. Ташкенте, Ташкентской области и частично Андижанской области. Остальные регионы проявляют свою активность только в период реализации крупного инвестиционного проекта или же освоения инвестиций в инновационную деятельность, что в свою очередь ведет к отставанию других регионов страны. Не отработан механизм межрегионального обмена научно-технической информацией (спрос, предложение).
Одним из целевых ориентиров по совершенствованию инновационной политики к 2030 году названо вхождение Узбекистана в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобальный инновационный индекс.
Его разработали Корнельский университет, школа бизнеса INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) для оценки стран мира и их сравнения по уровню развития инноваций. В последнем опубликованном исследовании (Global innovation Index 2018) эксперты оценили 126 стран на основе 80 разных параметров — от числа заявок на права интеллектуальной собственности и созданных мобильных приложений до объёма расходов на образование и количества научно-технических публикаций.
Первое место заняла Швейцария, Россия оказалась на 46 месте. Самый большой рывок за год совершил Китай: страна поднялась с 22 на 17 место. При этом Узбекистан в Глобальный инновационный индекс 2018 не был включен. Последний раз страна принимала участие в данном индексе в 2015 году.
В индексе 2015 года Узбекистан занял 122 место из 141. При этом по 39 показателям из 80 рассматриваемых для построения индекса, по Узбекистану отсутствовали данные.
В усеченном индексе Узбекистан показал высокие позиции по простоте создания бизнеса (55 место), простоте разрешения несостоятельности (признание банкротства) (72 место), соотношении учеников и учителей в среднем образовании (47 место), количестве выпускников в области науки и техники (47 место), валовом накоплении капитала (19 место), темпах роста ВВП на одного человека (6 место) и др., говорится в документе.
В. НОВИКОВ