back to top
28.3 C
Узбекистан
Вторник, 13 мая, 2025

Минэкономпром Узбекистана расшифровал три сценария развития страны до 2030 года

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,550ПодписчикиПодписаться
Минэкономпром Узбекистана  расшифровал три сценария развития страны  до 2030 года

В обсуждаемой в настоящее время Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года Минэкономпром предусмотрел три сценария развития страны на долгосрочную перспективу.

Сценарий №1 предполагает сохранение сложившихся трендов, тенденций развития и приоритетов в его финансировании. Основная его предпосылка — возможность дальнейшего расширения потенциала уже сложившихся источников и факторов экономического роста. Он включает новые инвестиционные программы модернизации отраслей реального сектора экономики, расширение занятости в традиционном малом бизнесе и сфере услуг, рост доходов от экспорта продукции переработки минерально-сырьевых ресурсов с низкой долей добавленной стоимости и др. Существенно не меняется и направленность сложившихся темпов либерализации и реформирования национальной экономики, их конечная результативность.

При этом реалистичность целевого ориентира данного сценария – войти к 2030 году в категорию развивающихся стран с доходами выше среднего уровня вызывает определенные возражения, говорится в публикации.

Серьезным барьером в реализации этого сценария является и дефицит водных ресурсов, который формируется под воздействием факторов быстрого роста экономики (7-7,5% в среднегодовом исчислении), населения (почти до 40 млн чел. к 2030 году), умеренного роста эффективности использования водных ресурсов (в 2,6 раза к 2030 г. против сокращения этого индикатора в отчетном периоде с 1,11 долл. в 2014 г. до 0,77 долл. в 2018 г.) и сокращения располагаемых водных ресурсов (на 7-8 куб. км. к 2030 году). В этих условиях дефицит водных ресурсов, по оценкам ИПМИ, возрастет к 2030 г. с нынешних 13-14% до 44–46%, что затормозит развитие не только сельского хозяйства, но и других отраслей.

Модельные расчеты показывают, что темпы прироста ВВП в рамках сценария сохранения сложившейся экономической модели сократятся с нынешних 5,2% до 4,5% к 2025 г. и до 3,2-3,4% к 2030 году даже без учета фактора ограниченности водно-энергетических ресурсов, а только в силу неблагоприятной тенденции роста капиталоемкости ВВП, что делает данный сценарий малоперспективным.

Сценарий №2 – энергосырьевой, предполагает дальнейшее наращивание инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики. Наибольшее отличие энергосырьевого сценария от инерционного заключается в опережающем росте инвестиций в энергетику и сырьевые секторы экономики при постоянстве эффективности использования ресурсов (включая энергоэффективность) и институциональных изменений.

При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, как правило, существенно опережают прирост инвестиций в человеческий капитал, сферу ИКТ, науку. Темпы роста ВВП должны повыситься с нынешних 5% до 5–6,5%. Общий рост ВВП в этом случае, при использовании динамики этого индикатора в долларовом исчислении и с учетом низкой его базы 2018 г. (1,5 тыс. долл. на душу населения) должен составить уже к 2030 году 4,5 тыс. долл. США. Но такой рост ВВП не будет инклюзивным, т.е. будет капиталоёмким и проблемы создания рабочих мест в трудоёмких секторах экономики будут оставаться нерешёнными. Доля энергоресурсов и сырьевых продуктов в экспорте страны ещё более увеличится. Более того, он не будет устойчивым в течение 15-20 лет, поскольку темпы загрязнения окружающей среды увеличатся.

Вместе с тем, реализация этого сценария также связана со значительными рисками замедления роста после 2030 года, обусловленными сохранением высокого уровня административного регулирования экономики и ограниченности масштабных инвестиций, сохранением в значительных масштабах теневой экономики.

Сценарий №3 – инновационный, предполагает обеспечение долгосрочного инклюзивного и устойчивого экономического роста за счёт интенсивных факторов – роста производительности рабочей силы, ресурсов и инноваций, а также повышения качества госинститутов и улучшения бизнес-климата. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций в человеческий капитал, сферу ИКТ, науку. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, как правило, существенно отстают от прироста инвестиций в человеческий капитал, сферу ИКТ, науку.

Для этого, уже начиная со второго этапа реформ, уровень финансирования образования должен сохраниться на уровне 7-8% от ВВП. При этом долю финансирования высшего образования необходимо повысить до 2%, уровень финансирования здравоохранения — до 6%, а внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3%, на науку до 1,3% ВВП. Охват высшим образованием должен вырасти до 40%. Энергоемкость и электроемкость ВВП должны сократиться соответственно на 50% и на 40%, в результате чего производительность труда к 2030 году возрастает на 400%, доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40-50%, объём экспорта машиностроения – до 4-5 раз, доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции достигнет 25-35%, доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП составит не менее 10%.

В рамках сценария №3 предполагается возможность в относительно короткие сроки создать условия для существенного снижения энерго-, материалоемкости выпускаемой продукции, водоемкости и капиталоемкости экономического развития. Для этого, на начальном этапе, в качестве основных приоритетов в распределении финансово-инвестиционных потоков и в реформировании национальной экономики станут задачи укрепления потенциала государственных институтов в части ограничения коррупции и теневой экономики, укрепления прав собственности, развития товарных рынков и формирования условий справедливой конкуренции, внедрения экологических и ресурсосберегающих стандартов, говорится в обсуждаемой Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.

В. НОВИКОВ

2 КОММЕНТАРИИ

  1. бла бла бла.

    в долгосрочной перспективе надо дожить до 2030г. учитывая дороговизну и недоступность профессиональной медицины в нашей стране.

    прогнозы надо было делать 3г назад чтобы сгладить переход во время реформ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ташкенте сотрудники электросетевой компании попались на вымогательстве крупной суммы

В Чиланзарском районе Ташкента задержаны двое сотрудников районной электросетевой компании по подозрению в вымогательстве. Об этом сообщает ГУВД Ташкента....

Больше похожих статей