back to top
20 C
Узбекистан
Понедельник, 15 сентября, 2025

Мы все разные, но все равные

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,770ПодписчикиПодписаться
Мы все разные, но все равные

Республиканский центр социальной адаптации детей сегодня делает серьезные шаги на пути реализации совместного проекта нашей республики и Европейского Союза «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане». Его главный принцип, как справедливо отмечает заместитель директора по науке РЦСАД доктор педагогических наук, профессор Лола Рахимова, — «Мы все разные, но все равные».

— Система инклюзивного образования включает в себя заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее цель — создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями, — говорит Лола Рахимова. — Это подразумевает как техническое оснащение учреждений, так и разработку специальных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с такими ребятами. Необходимы и специальные программы для облегчения процесса адаптации детей с особыми потребностями.

Приведем некоторые факты из мировой практики. За рубежом, к примеру, начиная с 1970-х ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В США и Европе получили развитие несколько подходов, в том числе инклюзия (inclusion) — увеличение доступа к образованию (wideningparticipation), мэйнстриминг (mainstreaming), инте-грация (integration). Так, мэйнстриминг предполагает, что ученики с особыми потребностями общаются со сверстниками на праздниках, во время проведения различных досуговых программ.

На сегодня в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции таких детей. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное финансирование на это и, соответственно, заинтересованы в учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Немаловажно и то, что положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Мы все разные, но все равные

Что касается Узбекистана, то у нас разработан ряд нормативных документов и утверждены соответствующие программы, которые являются важными шагами, предпринимаемыми государством на пути к качественному образованию для всех.

Закон «Об образовании» гарантирует право каждого ребенка на получение образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детьми с особыми потребностями. Главой государства 1 декабря 2017 года подписан Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью». Документом одобрены предложения о разработке проекта закона «О правах лиц с инвалидностью» и подготовке к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов». Таким образом, в нашей стране есть необходимая основа для дальнейшего развития инклюзивного образования.

Инклюзивное образование у нас стало развиваться с 1996 года. Именно тогда ЮНЕСКО впервые собрало дефектологов республики, а также зарубежных экспертов в Ташкентском городском институте переподготовки и повышения квалификации педагогов, где впервые для наших специалистов прозвучал этот термин. Старт реализации намеченных задач по внедрению новой практики положили международные проекты, которые реализовывались совместно с неправительственными организациями.

Вместе с тем это направление, как отмечает Л. Рахимова, ставит перед школой много новых и сложных задач. Инклюзивную образовательную среду, адаптированную к потребностям любого ребенка, возможно создать только при тесном сотрудничестве всех участников учебного процесса. При этом многие специалисты, указывая факторы, препятствующие реализации таких идей в массовых школах, в качестве важнейших выделяют социально-психологические барьеры. Кроме того, при реализации интегрированного обучения перед педагогами возникают вопросы не только формирования общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех, но и оказания эмоциональной поддержки родителям, выработки у них адекватного отношения к своему ребенку и установки на сотрудничество. По признанию специалистов, аспект вовлечения пап и мам в инклюзивный образовательный процесс продуман очень слабо.

— Переход на этот вид образования планируется осуществлять поэтапно, — продолжает Лола Рахимова. — При этом будут учитываться психофизические особенности детей с особыми нуждами. Задача педагога — давать знания таким ребятам наравне с их здоровыми сверстниками и в то же время находить индивидуальный подход к каждому с учетом его потребностей и способностей.

Новый виток развитию инклюзивного образования в стране придал проект, о котором говорилось выше. Совместно с министерствами народного и дошкольного образования в пяти пилотных регионах выделено по три пилотные школы и три пилотных детских сада, куда стали включать таких ребят, оснащать их пандусами и ходунками, увеличительными стеклами для слабовидящих, особыми компьютерами и электронными досками.

— В настоящее время рекомендуем принимать в группу или класс двух-трех учеников с особыми потребностями, — рассказывает Л. Рахимова. — Обычно у них легкие нарушения развития. Есть как Всемирная классификация болезней-10, так и функциональная классификация, где больше внимания обращают на социальную сторону нежели на медицинскую. Исходя из этого мы смотрим не столько на диагноз, сколько на потенциальные возможности ребенка — что он может, на что способен в начале, а потом уже говорим о его слабых сторонах и с учетом их строим индивидуальную программу. Это очень важный подход. Те медики, которых мы обучили во время тренингов и семинаров, меняют отношение к детям с ограниченными возможностями.
Предстоит решить еще много проблем. Нужна серьезная подготовка к инклюзивности общества в целом. Ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Не развита соответствующая инфраструктура. У нас, к примеру, нет тьюторов, которые просто необходимы для «включения» ребенка в особое образовательное пространство. Что мы наблюдаем сегодня? Вместо специально обученного тьютора в классе сидит зачастую родитель, который далек от педагогики. Все школы оборудованы пандусами при входе в здание, но, как, предположим, ученику в инвалидной коляске подняться на второй этаж?

В рамках проекта разработан курс по инклюзивному образованию, но проблема в том, что читается он только на факультете дефектологии в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Был также подготовлен 24-часовой курс для бакалавров, но чтобы он вошел в обязательную программу обучения, необходимо, чтобы его утвердило Министерство высшего и среднего специального образования.

— В год по два раза проводим мониторинг пилотных школ. Радует, что между детьми практически не возникает разногласий, — продолжает собеседница. — Дети с особенностями развития ощущают себя полноценными людьми. Другие ребята учатся в свою очередь милосердию и состраданию, а еще тому, что все мы имеем равные права. Сегодня в рамках этих проектов в школах охвачены около 900 человек. Но они есть и в других учреждениях, однако не везде педагоги к этому готовы. В их арсенале нет соответствующих знаний, умений, навыков. Более того, наставники, как правило, ориентируются на сильных учеников. А тех, кто не успевает, детей с особенностями развития стараются перевести в специальные заведения.

Наши эксперты перенимали зарубежный опыт, ездили в Латвию, Германию, Италию. Им очень понравилось, как там поставлен процесс подготовки педагогов. Еще заинтересовала практика того, что получаемая ребенком пенсия по состоянию здоровья будет идти на специальное медицинское обеспечение и образование. Но стоит вопрос в размере этой корзины — она должна соответствовать реальным потребностям маленького гражданина. Решение всех этих задач в комплексе позволит сделать жизненный путь таких ребят максимально комфортным, без ограничения их возможностей для самореализации.

Оксана Кадышева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Яшнабадском районе на 5 дней отключат горячую воду: даты и список адресов

Жители ряда улиц и многоквартирных домов Яшнабадского района Ташкента временно останутся без горячего водоснабжения. Ограничение связано с подготовкой инженерных...

Больше похожих статей