back to top
27.5 C
Узбекистан
Суббота, 21 сентября, 2024

Рождённый побеждать. Николай Иванович Гродеков

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться

Из цикла “Туркестанские генерал-губернаторы”

Рождённый побеждать. Николай Иванович Гродеков

Вместо предисловия

В прошлом году в “Новостях Узбекистана”, — к 200-летию со дня рождения первого генерал-губернатора Туркестана Константина Петровича фон Кауфмана, — был опубликован мой очерк об этом выдающимся военным и государственным деятеле, столь много сделавшим для нашего края. С тех пор меня не оставляла мысль написать целую серию историко-биографических очерков под общим названием “Туркестанские генерал-губернаторы”.

За полвека существования генерал-губернаторства их было тринадцать. Они были разные – по темпераменту, характеру, мировоззрению, интеллекту, по значимости своего вклада в развитие подведомственного им региона. К примеру “Лев Ташкента” Михаил Черняев, храбрый воин, оказался не очень умелым администратором, к тому же ревновал к славе своего предшественника и пытался уничтожить всё, что сделал Кауфман. В частности, практически разгромил уникальную библиотеку, созданную Константином Петровичем. К счастью, следующий правитель – Н. О. Розенбах, это исправил. При активном участии следующего губернатора – А. Б. Вревского, к России был присоединён Памир, и современный независимый Таджикистан должен быть благодарен за то, что горный Бадахшан принадлежит ему, а не Афганистану.

Следующий, С. М. Духовской, по воспоминаниям современника, “был человек не глупый и, быть может, в своё время очень полезный, но когда он был назначен в Туркестан, то это была уже развалина и в умственном, и в физическом отношениях”. Впрочем, есть и другие, прямо противоположные характеристики этого деятеля, принадлежащие также людям близко его знавших.

Духовского сменил Н. А. Иванов, лихой рубака и умелый администратор, участник практически всех Туркестанских походов, первый комендант Петроалександровска (Турткуль) на Аму-Дарье. Был генерал-губернатором до конца своей жизни. Следующий -Н. Н. Тевяшов, кавалер высшего ордена Российской империи “Белый орёл”, в Ташкенте пробыл полтора года и ничем особо себя не проявив, умер на своём посту. Деан Иванович Субботич, серб по национальности участник русско-турецкой войны и Китайского похода, почётный консул Сербии в Ялте. Был либерально-демократических взглядов, за что и поплатился должностью.

П. И. Мищенко – герой русско-японской войны, награждён золотой шашкой с бриллиантами с надписью: «За храбрость». Александр Васильевич Самсонов, человек беззаветной храбрости, обострённого чувств долга и офицерской чести. Он не смог пережить разгрома своей армии во время Первой мировой войны и по словам начальника штаба Жилинского: “Если поведение и распоряжения генерала Самсонова, как полководца, заслуживают сурового осуждения, то поведение его, как воина, было достойное; он лично под огнем руководил боем и, не желая пережить поражение, покончил жизнь самоубийством”. В. Ф. Мартсону пришлось руководить краем во время первой мировой войны, — это было нелегко. И наконец последний генерал-губернатор Туркестана Алексей Николаевич Куропаткин. Выдающийся военный деятель, участник Туркестанских походов, начальник штаба легендарного Скобелева, герой русско-турецкой войны, успел повоевать даже в Африке, в составе французского экспедиционного корпуса, был одно время военным министром. Кроме того, выдающийся востоковед, автор многих работ по этой теме. Ему пришлось стать свидетелем ликвидации генерал-губернаторства.

О каждом из них можно (да и нужно) поведать много интересного, что я и постараюсь сделать в дальнейшем.

В этой же документальной повести я попытаюсь рассказать о крупном военном и государственном деятеле, одним из ярчайших участников Большой игры, — воине, разведчике, путешественнике, учёном, — Николае Ивановиче Гродекове.

Глава первая

О Николае Ивановиче, смело можно сказать, что этот человек сделал себя сам — self-made, как говорят о таких людях американцы. Без связей с власть имущими, без протекции, исключительно благодаря своему природному дарованию, недюжинному уму, работоспособности, таланту он сделал блестящую карьеру, пройдя за двадцать семь лет путь от прапорщика до генерал-лейтенанта, от кадета-сироты до члена Государственного совета и генерал-губернатора огромного края.

Родился наш герой в весьма бедной семье потомственного дворянина 4 сентября 1843 года в провинциальном малороссийском городе Елисаветграде (ныне украинский Кропивницкий).

Очень рано оставшись круглым сиротой он, как сын офицера, был отдан в Александрийский сиротский кадетский корпус. В этом престижном заведении, расположенным в центре Москвы маленький Николай, сразу обращает на себя внимание воспитателей на свои рано проявившиеся таланты и целеустремлённость. После окончания корпуса он поступает в не менее престижное Константиновское военное училище в Петербурге. Отсюда Николай, как тогда говорили, “вступил в службу” в 3-й Гренадёрский стрелковый батальон – одно из старейших армейских подразделений России сформированное ещё во времена Екатерины Великой. 1862 год стал для Николая началом его службы в российской армии. Способности, старательность и рвение молодого офицера замечены, и он уже в следующем году переводится в весьма привилегированный лейб-гвардии гренадерский полк. Среди сослуживцев Гродекова по полку было большое количество отпрысков титулованной знати. Среди детей графов, князей, баронов Николай производил впечатление “белой вороны”. Картам и вину, — обычному времяпровождению армейской “золотой молодёжи” того времени, юноша предпочитал самообразование, работу с книгами. Это служило поводом для постоянных насмешек со стороны титулованных полковых остряков. Но Николая это совершенно не трогало — ревностная служба, вот что было главным для молодого офицера. И это давало свои плоды: уже в мае 1863 года он становится прапорщиком, в августе того же года подпоручиком и ещё через год поручиком. Постоянное самоусовершенствование также дало результат – в 1864 году Николай с первого захода поступает в Николаевскую академию Генерального штаба. Именно здесь ковались кадры военной элиты Российской империи и поэтому требования к слушателям были весьма жёсткими: “с тем, чтобы по возможности оградить Генеральный штаб от личностей, не соответствовавших его требованиям”. Кроме лекций, проводились практические и тактические полевые занятия. Особое внимание уделялось верховой езде, поскольку “для офицера Генерального штаба непременно нужно уметь смело и хорошо ездить верхом”. И этим искусством Николай Гродеков овладел в полной мере, что весьма пригодилось ему в будущем.

Рождённый побеждать. Николай Иванович Гродеков

В Академии Гродеков познакомился и тесно сошёлся со своим одногодком, с которым в течение дальнейшей армейской службы ему придётся делить тяготы военных походов и торжество побед над врагами. Звали товарища Николая – Михаил Скобелев. По характеру, темпераменту они были абсолютно разными – “как лёд и пламень”. Но, как известно, противоположности притягиваются, и они сошлись и пронесли свою дружбу через всю жизнь.

Учился Гродеков старательно, но был у него небольшой недостаток – он прекрасно излагал свои мысли на бумаге, но затруднялся при устном их изложении и на фоне других, бойких на язык офицеров, значительно проигрывал. Возможно это явилось причиной того, что Академию Николай окончил по второму разряду, так же, как и его товарищ Михаил. Несмотря на это оба были направлены в офицерский корпус Генерального штаба, к которому причислялись только “перворазрядники”. Произошло это благодаря блестящим результатам, показанным Гродековым и Скобелевым на полевых испытаниях. Зачисление в офицеры Генштаба открывало путь к блестящей военной карьере, поскольку это давало право на ускоренное чинопроизводство. Даже форма одежды у генштабистов была особой.

С окончанием Академии пути друзей разошлись. Скобелев отправился в Ташкент, где его ждала служба в штабе Туркестанского военного округа, а Гродеков, сначала на Кубань офицером для особых поручений при начальнике Кубанской области, а затем в Тифлис, на должность помощника старшего адъютанта штаба Кавказского военного округа. Случилось это в 1968 году. Округ был организован сравнительно недавно, за три года до прибытия туда нашего героя. Только-только закончилась Кавказская война, которую Россия вела на протяжении нескольких десятилетий и нужно было налаживать мирную жизнь. Николай Иванович с энтузиазмом приступил к новой для себя деятельности. Его рвение не осталось незамеченным: вскоре он получает свою первую награду – орден Святой Анны III степени. И уже через три года сослуживцы поздравляли Гродекова с подполковничьим чином и орденом святого Константина.

На Кавказе Николай Иванович познакомился с С. М. Духовским, храбрым офицером, георгиевским кавалером, занимавшим в то время пост военного губернатора Эриванской области. В отличии от Гродекова Духовской происходил из старинной состоятельной дворянской семьи, а женившись на княжне Голицыной, вошёл в близкий круг императорской семьи. Варвара Фёдоровна Голицына была весьма незаурядной женщиной. Она дважды совершила кругосветное путешествие и обладая литературным даром оставила довольно любопытные мемуары, в частности записки о Туркестанском крае. По иронии судьбы Гродеков и Духовской в разное время занимали посты Приамурского и Туркестанского генерал-губернатора.

Здесь же на Кавказе, началась литературная и научная деятельность Николай Ивановича – выходит в свет его первая работа “Нагорная полоса Кубанской области».

Пять лет продолжалась относительно спокойная служба подполковника Гродекова, когда, наконец протрубили боевые трубы. Николай Иванович отправляется в военный поход где его ждёт встреча со старым товарищем Михаилом Скобелевым.

Владимир Фетисов.

Продолжение следует.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Царская (именно царская,не русский народ) Россия завоеватель или освободитель Средней Азии, мы так их похвастаем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Татьяна Фадеева: «Я из счастливчиков, которые сразу знали, чего хотят»

Кто-то из средневековых схоластов назвал живопись иллюзией. Он несколько ошибся. Живопись – иллюзия втройне. Сначала художник должен по-своему увидеть...

Больше похожих статей