back to top
19.3 C
Узбекистан
Воскресенье, 22 сентября, 2024

Другая музыка Баха Ахмедова

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться
Другая музыка Баха Ахмедова

«Он шел по жизни шепотом.
Говорил с миром неслышными шагами.
Не потому, что боялся звуков,
А потому, что любил слушать другую музыку».

Эти строки известного поэта и прозаика, публициста и переводчика Баха (Баходыра) Ахмедова служат своеобразным камертоном его нового сборника «Шепот», презентация которого состоялась в музее Сергея Есенина. В 2007 году он удостоен звания «Короля поэтов» и почетного первого места на престижном конкурсе «Пушкин в Британии». Его произведения вошли в 2011 году в шорт-лист конкурса «Литературная Вена» и печатаются по сей день во многих странах мира. Недавно Б. Ахмедов стал членом Союза писателей. Но признание для Баха, простого и скромного в общении романтика и философа с удивительно добрыми и внимательными глазами — непринципиально. Намного важнее поиск себя в мире и мира в себе, а еще — самовыражение в творчестве на предельно высокой ноте.

Произведения Баха всегда воспринимаются как некое откровение, помогают открыть невидимые до того грани в себе и окружающем мире. Так было и на вечере, посвященном выходу нового сборника поэта. Здесь звучали стихи, и еще немного прозы. А еще – гитара. Рояль. Виолончель. Лист, Бетховен, Рахманинов… и, конечно же Бах. Собственно, целых два Баха. А в целом – присутствующие смогли окунуться в мир «другой музыки». Той самой, из которой рождается, благодаря которой возникает и прорастает – Слово. А что если поэзия это действительно другое измерение, показанное нам трехмерными словами?

«Люди уходят в извечные поиски слепо.
В книги уходят. В слова, в тишину, в пустоту.
Кто-то уходит в осеннее тихое небо,
Кто-то навек растворяется в зимнем саду».

Другая музыка Баха Ахмедова

— Вы известны на литературном поприще. При всем этом — кандидат физико-математических наук. Как в одном человеке уживаются физика и лирика? — обращаюсь к Баху.

— Когда учился в школе, любил физику, математику и в то же время очень нравилась литература. Классе в седьмом начал писать стихи. Первые творения рождались под впечатлением от увиденного, пережитого, были какие-то свои детские мысли, которые хотелось воплотить на бумаге. Очень любил Есенина, Лермонтова. Их творчество вдохновило меня.
Увлечение это осталось и в более зрелом возрасте. Но многие годы оно было просто хобби, своего рода отдушина. Окончил я физический факультет и аспирантуру МГУ им. М. Ломоносова, десятилетнее пребывание в стенах которого оказало огромное влияние на меня. Изучение физики как науки помогло приблизиться немного к пониманию физики языка. Всегда было интересно обнаруживать взаимосвязь между этими двумя увлекательными областями. Думаю, что они имеют и общую цель, ибо стремятся к универсальному описанию мира. И в таком смысле творчество есть лишь более или менее удачная попытка участия в этом завораживающем процессе.
Конечно, нельзя сказать, что все проходило гладко. Были периоды, когда не писал вообще. До определенного момента не относился серьезно к этому. Большим стимулом развиваться в этом направлении для меня стала и победа в Великобритании. Тогда я познакомился со многими поэтами, писателями, приобщился к искусству в полном смысле слова.

— Ваш первый сборник стихов назывался «Молчание шара», второй – «Облако вероятности». Третий – «Шепот». Как рождались на свет их названия и объединены ли они тематически?

— В каждом сборнике нет определенного лейтмотива. Очень условно можно определить мою лирику как философскую. И здесь, думаю, сказывается профильное образование, особенно это заметно в поиске метафор — часто присутствует образ зеркала, времени. О связи с наукой говорят и названия, к примеру, в сборник «Молчание шара» включен одноименный рассказ, где главными героями выступают геометрические фигуры.

— Где черпаете вдохновение?

— Слушаю музыку, читаю книги или чьи-то стихи. Очень люблю классику, нравится джаз. К примеру, в мой последний сборник вошли стихотворения, связанные с этим музыкальным направлением. Одно из них – «Вечерний джаз»: «Время знает все наши лица. И одно из них, как правило, птица. Не ищите логических связей. Не ищите многообразий. Потому что в каждом зеркале прячется разбитое зеркало». Стихотворение рождается неожиданно, сложно предугадать процесс. Представляю ли я себе своего читателя? Скорее всего, не задумываюсь об этом, когда пишу, не стремлюсь подстраиваться под какую-то определенную аудиторию. Важно выразить на бумаге то, что волнует, чувства и мысли.

— Возможно, именно такое ваше стремление и предопределило победу на конкурсе рассказов «Воды бесценный дар», организованном при поддержке Союза писателей и посвященном проблемам Арала? Насколько интересно работать над прозой?

— Мой рассказ назывался «Китовый блюз». Надо сказать, напрямую он не связан с проблемами экологии, но жюри выбрало именно его, возможно, за стиль, подачу темы. Нравится писать прозу, но это требует больше сил, времени. Поэзия дается намного легче. Хотя сам процесс создания рассказов не менее интересен и увлекателен, здесь больше свободы, вероятно, поэтому и сложнее.

— Насколько литература востребована сегодня в молодежной среде, привыкшей к различным гаджетам и интернету?

— Можно сказать, в наш технологичный век люди все чаще отказываются от привычного — печатного — варианта книг и переходят на электронный. При этом меняется не только форма, но и круг читаемых произведений. Увы, но классика все чаще уступает место современной литературе, фэнтези, не всегда отличающимся высоким качеством. Это стремятся объяснить тем, что литература, на которой выросло не одно поколение, не соответствует динамике жизни, хотя считаю такое утверждение в корне неверным.
Что касается поэзии, с коллегами по цеху часто устраиваем встречи со студентами. Года полтора назад организовали проект «Литера», где на различных сценических и открытых площадках столицы и других городов читаем авторские произведения под музыку, и, могу отметить, радует заинтересованность ребят, да и аудитории в целом. Мне кажется, сейчас идет вторая волна увлечения поэзией. В организуемых нами литературных семинарах часто участвует пишущая молодежь. Есть те, кому эти встречи помогли вырасти в творческом плане. Да мы и сами учимся друг у друга. Взгляд со стороны всегда помогает увидеть свои промахи и ошибки.

— Если бы у вас была возможность начать жизнь заново, чтобы вы изменили?

— Это очень сложный, философский вопрос. Мне кажется, я бы все равно занимался бы параллельно поэзией. Возможно, меньше бы времени тратил на какие-то отвлекающие от основного дела вещи, больше посвятил себя науке, ведь это очень интересно.

— Вы счастливый человек?

— Об этом меня часто спрашивают студенты. Состояние счастья преходящее. Есть то, что тревожит. Но, если брать в целом, грех жаловаться на свою жизнь. Многого удалось достичь, однако это не повод успокаиваться, надо двигаться дальше.

— Вы говорили о том, что ваша поэзия связана с философией. Есть ли в ней прямые отсылки к конкретным школам, течениям?

— В западной философии меня привлекает экзистенциализм, особенно творения Камю, Сартра. Много изучал и философию буддизма, но, конечно, для меня это не руководство к действию. Потому что, если быть последовательным до конца, надо отказаться не только от всех социальных связей, мирских радостей, но и творчества. А это для меня немыслимо, потому что всегда есть потребность высказаться.

— Что важнее всего сказать читателям своим творчеством?

— Интересный вопрос. Когда пишу, то вкладываю определенный смысл, но бывает, что он не всегда считывается. Люди нередко находят в стихотворении совершенно иное, иногда даже воспринимают его в парадоксальной форме. Я бы не рискнул сказать, что самое главное. Для меня, скорее, важна внутренняя музыка — чтобы она звучала в каждом произведении:
И дело здесь не только в ритме, но и в том, чего нельзя выразить словами. Если попытаться объяснить, то это ощущение «мурашек» по коже. Значит, стихотворение на тебя воздействует, в нем что-то есть. Наверное, если удается этого достичь в творчестве, ощущаешь себя самым счастливым человеком.

Оксана Кадышева.
Фото автора и из Интернета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Татьяна Фадеева: «Я из счастливчиков, которые сразу знали, чего хотят»

Кто-то из средневековых схоластов назвал живопись иллюзией. Он несколько ошибся. Живопись – иллюзия втройне. Сначала художник должен по-своему увидеть...

Больше похожих статей