Ни для кого в Узбекистане не секрет, что выборы в органы самоуправления граждан проходят под бдительным оком исполнительных органов власти. На такой случай у районных хокимиятов (администраций) всегда имеются собственные кандидатуры среди «своих», лояльных аксакалов. Как правило, это бывшие сотрудники правоохранительных или силовых структур, мало чем отличающиеся от предыдущих, привыкших беспрекословно исполнять указания верхов.
Нареканий в адрес бездействующих махаллинских комитетов в стране так много, что принято считать, подобные организации – это обуза для бюджета и налогоплательщиков, они не имеют абсолютно никаких реальных полномочий. Это насквозь коррумпированный орган, который необходимо бы искоренить, поскольку из добровольно-саморегулируемого союза компактно проживающих граждан он сегодня превращен в репрессивную госструктуру со всеми отсюда вытекающими. То есть, люди, управляющие махаллей, всецело зависят от государства, получая от него и соответствующие заработные платы (так о каком самоуправлении может идти речь?).
Но последние выборы, прошедшие в мае текущего года, показали, что ситуация в этой сфере начинает в некотором смысле меняться в лучшую сторону, даже суды иной раз активисты выигрывают. Правда, нередко с неприятными для себя последствиями (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=361895888087009&id=100027998013447). Во всяком случае, уже есть примеры, хотя и редкие, когда, благодаря настойчивости махаллинских жителей, районное руководство вынуждено отступать, соглашаясь, под давлением общественности, на выдвиженца «из народа».
Так случилось в нынешнем году и в махалле «Катта Хирмонтепа», что на 20 квартале (Д-20) Чиланзарского района Ташкента. При единогласной поддержке более чем 6-тысячного населения предпринимателю Наврузу Рахимову не только удалось стать во главе местного схода, но и самым востребованным и уважаемым человеком в округе, к которому жители могут обратиться с обширным кругом вопросов. И общеизвестный проект «Образцовая махалля», за короткий срок ставший ненавистным для всего города (республики) в силу деспотии ряда чиновников-исполнителей, здесь не пустой звук, не показуха, а практический пример того, что на зависть обустроенная территория с грядами молодых саженцев (немалую часть из них глава махалли приобрел за свои кровные) – это действительно красиво, удобно и благородно…
Портрет в интерьере образцовой махалли
Махалля «Катта Хирмонтепа», в отличие от многих других в столице, большую часть времени в году утопает в зелени и цветах, и ухоженные живые изгороди, как выяснилось, никому не мешают, вопреки предположениям некоторых чиновников. Территория настолько опрятная, что никому даже из несмышленых малышей не придет в голову бросить под ноги фантик, а в чистые проточные воды местных арыков в самый раз запустить форель. Жители вспоминают, как президент Шавкат Мирзиёев, побывавший минувшим летом с рабочим визитом в этих краях, увидев такую красоту, невольно воскликнул: мол, можно же, оказывается, жить в уюте и комфорте!
К счастью, скандальные сносы с варварскими рубками зеленых насаждений, от которых стонет вся страна, миновали эти благословенные места. Борьба с самовольными постройками – другое дело, ликвидация коснулась в основном тех из них, что и на самом деле портили общий вид своими выпирающими и «латаными» стенами и крышей. Местная администрация пошла навстречу тем, у кого добротный дизайн огороженного участка (что негласно также запрещается) действительно радовал глаз, попросив хозяев лишь унифицировать узорчатые решетки палисадников по всему периметру дома.
«Всё хорошее, что вы видите в округе, — это фактически заслуга нашего новоизбранного председателя махалли – Навруза Рахимова, который с раннего утра уже на ногах, успевает лично следить даже за чистотой и порядком, — с гордостью делится с «Новостями» местная активистка исполнительный директор ТЧСЖ «Ором сервис плюс» (к слову, одно из лучших товариществ частных собственников жилья в Ташкенте – ред.) Халида Баратова. – Мы ведь его всем миром «отвоевали» — выборы махалкома проходили в два тура – желающих (в том числе ставленники райхокимията) было немало. Обратите внимание на место сбора мусора (таких у него две точки) – разве оно похоже на таковое в обывательском понимании, с соответствующим «ароматом»? Люди, которые выносят мусор, особенно детвора, любят здесь задерживаться еще на некоторое время, чтобы сыграть в шашки-шахматы или в настольный теннис – для этого оборудована специальная площадка со столиком и сиденьями. Это всё он организовал за свой счет, и мусорки держит в надлежащем состоянии (мусор сортируют те, кто здесь же проживают в специально построенном помещении), своевременно выплачивая все коммунальные платежи. Нравится людям и новая автостоянка на открытом воздухе – машин на сто и больше, неподалеку имеются еще две крытые парковки (кругом камеры видеослежения — ни одного случая ЧП, а то раньше из-за нагромождения старых гаражей к жилым домам трудно было пробраться даже машинам «скорой помощи»). Жители за него горой: Навруз Бекхошимович никому не отказывает в помощи, помогает по мере возможности, он в курсе проблем практически каждой семьи, нуждающейся в социальной поддержке».
«Удивительный он человек, скорее, исключение из правил, — спокойный, дружелюбный, инициативный, умеющий находить подход к людям, — добавляет другая активистка махалли председатель правления (на общественных началах) упомянутого выше товарищества Хайрниссо Каримова. – Мог бы иногда и отмахнуться от участия в непростых судьбах махаллинцев – ведь у него еще собственный бизнес (пошив и реализация одежды повседневного спроса), требующий немало сил и внимания, а он лично занимается составлением списков нуждающихся, нередко навещает тяжелобольных на дому, оказывая помощь, опять же, из собственного кармана…».
Неутомимый музыкант-баянист из Андижана
Сам же 47-летний бизнесмен родом из Андижана уверен, что он не делает ничего особенного – «просто так меня воспитали». Вот уже 22-й год, как проживает в Ташкенте, занимается любимым делом (у него пара-тройка магазинов), помогая параллельно становиться краше и лучше ставшей родной махалле. Впрочем, спонсорскую поддержку ей он оказывал с самого начала своей бизнес-деятельности.
«Не думал, что так «завернет» судьба, я ведь сам по специальности музыкант-баянист, пою иногда, в 1995-м закончил здесь Институт культуры (Театральный – авт.), — говорит улыбчивый «аксакал». – «Жить и строить» мне искусство тоже помогает, а главное – поддержка жителей. Кстати, об арыках: в настоящий момент процентов на 70 они уже заполнены чистой водой, осталось работы еще на 30. Вот скоро, судя по всему, после годовщины независимости, собираемся переехать в новое здание махаллинского гузара (шикарные занавески на его окнах тоже изготовлены на личные средства Рахимова – ред.), обустроимся, как полагается. Для меня важно, чтобы люди были довольны, сплоченны и дружны, тогда никакие проблемы не страшны».
А сейчас Навруз Бекхошимович занят тем, что от себя лично готовит к началу нового учебного года подарки для школьников из малоимущих семей махалли. В эти дни 200 детишкам на безвозмездной основе будут розданы новые школьные формы — стоимость каждого комплекта около 100 тысяч сумов ($10). Строго по спискам, которые он сам и уточняет, подворно обходя вместе с помощниками нуждающиеся семьи.
Слезные истории со счастливым концом
Среди всего обилия комплиментарных поступков «аксакала» меня больше всего впечатлили две человеческие истории. Первая из них связана с 26-летним молодым человеком по имени Сергей (Алейников) из жилого дома №8. Два года назад у него от онкологии скончалась мама, так и не сумев решить вопрос паспортной прописки для себя и своего сына, родившегося в 1993 году в Украине, куда женщина уезжала накануне распада Союза на работу, выписавшись, на беду свою, из ташкентской квартиры. Проблемы у них начались после того, как мать с сыном были вынуждены вернуться обратно в Узбекистан. Здесь она снова вышла замуж, родила двух дочерей, но из соображений «экономии» муж так и не стал прописывать супругу с ее сыном в своей квартире. С великим трудом женщине поначалу удалось получить вполне законную прописку у родственников в Янгиюле (городок под Ташкентом), однако позже недобросовестные оборотни правоохраны обвинили ее в… сговоре с бывшим начальником РУВД, угодившим под следствие за вымогательства и взятки. Обвинили абсолютно бездоказательно, но это не помешало им аннулировать ее прописку в паспорте. Годами несчастная обивала пороги различных инстанций за защитой своих прав, чуть ли не ежедневно являясь, как на работу, в кабинет тогдашнего начальника ОВВиОГ с просьбой о восстановлении «вычеркнутой» прописки. Но тщетно – мало того, что лишили прописки, так еще приговорили к большому штрафу и едва не посадили. От всего пережитого мама Сережи, безработная и безденежная, влезшая в огромные долги, тяжело заболела и слегла…
После смерти жены отчим юноши и вовсе перестал замечать его присутствия, принципиально отказав в прописке. И только вмешательство местной общественности не позволяет ему лишить парня крыши над головой (благо, сестры уехали на заработки в Южную Корею). Не имевшего на руках ни документов, ни собственного угла сироту раньше много раз «кидали» и временные работодатели. Если бы не добросердечные соседи по дому, в частности, «тетя Оля» из квартиры №54, которая, сжалившись, прописала Сережу у себя, не известно, чем бы всё кончилось.
А потом, как говорит сам Сергей Алейников, на его пути встретился не безразличный к чужой беде Навруз Рахимов, который вместе со своим бессменным помощником по махалле Хусаном Джураевым приложил все усилия для того, чтобы обеспечить обездоленного юношу долгожданным документом, удостоверяющим личность. На очереди в ближайших планах председателя схода – подыскать Сергею «нормальную» работу, а также «держать под контролем» его будущее. А пока же он, благодаря участию в своей судьбе неравнодушных людей, получает пусть и небольшую, но зарплату, подрабатывая рекламным агентом в одном из столичных учреждений. Несмотря на все лишения и тяготы жизни, он остался добрым, отзывчивым человеком, не пьет, не курит, верит в «свет в конце туннеля»….
А вторая история, вызывающая такой же бурный прилив эмоций, описывает драматичную судьбу 62-летнего Алексея Миронова, горемычного жителя той же многоэтажки №8, в прошлом одного из лучших специалистов канувшего ныне в Лету завода «Алгоритм» (не сходя с места, он здесь трудился долгих 35 лет!). В последние годы Алексей сильно сдал, каким-то странным образом трансформировался в душевнобольного (соседи говорят, бывшая жена «постаралась» — уже не один год она ведет яростную борьбу за его квадратные метры). Периодически соседи и та же махалля помогают ему с лечением, а раньше жители всем миром были даже вынуждены подкармливать бедолагу, так как Миронова при разводе «кинула» жена, и он, будучи не в состоянии самостоятельно восстанавливать утраченные документы, остался без пенсионного пособия.
Как только слухи о ситуации вокруг больного и немощного человека дошли до председателя схода Рахимова, он, подхватив того же Джураева, тут же перешел к конкретным действиям. И вот, наконец, спустя два года перерыва, у безденежного Миронова появилась своя, заслуженная пенсия – не меньше миллиона сумов (по сегодняшним меркам, примерно $100). Он теперь будто бы даже ростом стал выше…
«Вот разберемся с распределением школьных форм для детишек, а потом постараемся общими волонтерскими усилиями устроить для Алексея еще одну приятность – расчистить его «однушку» от скопившегося годами хлама и мусора, всякой ползучей «живности», — оптимистично заверил на прощание Навруз Бекхошимович. — Не должен человек, живущий в махалле, чувствовать себя одиноким, не нужным».
Феруза ЗИЯКАЕВА.
Наимерзейшие людишки, алчные до свободных участков земли между домами, которые продают совместно с сотрудниками районных хокимиятов застройщикам.
Тьфу…
Без разрешения хокима не кто не может участвовать в выборах Махаллы,где здесь демократия…
хвала добрым и отзывчивым людям.хвала председателю махаллакома