back to top
1.3 C
Узбекистан
Суббота, 28 декабря, 2024

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться
Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Узбекские разработчики представили приложение Marta на FinTech Summit и вошли в пятерку победителей Visa Everywhere Initiative.

Международный Финансовый Центр «Астана» (МФЦА) и Visa запустили крупнейшую региональную программу в Казахстане и странах Центральной Азии по развитию финтех инноваций Visa Everywhere Initiative (VEI) и в ходе работы саммита этот проект был представлен.

За 1,5 месяца процесса подачи заявок с середины марта до конца апреля было подано 93 заявки на участие в программе VEI в областях от финансовой грамотности до искусственного интеллекта. Заявки подавались на стадии идеи, а также на стадии проектов, готовых к реализации. 34 команды из 93 вышли в полуфинал, который состоялся 23-24 мая в финтех хабе МФЦА.

К финалу было допущено двадцать команд из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Сингапура и России, которые представили свои работающие прототипы и детальные бизнес-модели реализации решений жюри, в состав которого вошли независимые финтех эксперты и представители Visa, Альфа-банк, Halyk bank, Первого кредитного бюро и ABC-I2BF Seed Fund.

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Решения участников Visa Everywhere Initiative были представлены в таких направлениях как финансовая грамотность, финансовые сервисы для физических лиц, финансовые сервисы для малого и среднего бизнеса, новые технологии и продукты в страховании (Insurtech), B2B сервисы для финансового сектора, мобильные финансовые сервисы Beeline. В финал пробились два представителя Узбекистана, но решением коллегии жюри, победителями признаны следующие пять команд, среди которых оказался проект Marta:

— reKassa (Казахстан)
— LendingStar (Сингапур)
— Nebank.kz (Казахстан)
— MambaPay (Кыргызстан)
— Marta (Узбекистан)

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Нечасто встретишь отечественных стартаперов на международной площадке, да еще в числе победителей. Поэтому стоит особо обратить внимание на суть проекта узбекских разработчиков.

Общеизвестно, работать с картами удобнее, чем принимать только наличные — современные банковские карты и сервисы эквайринга имеют высокую скорость обработки платежа.

Картой расплачиваться быстрее: не нужно искать мелочь и ждать, пока кассир отсчитает сдачу. Магазины, которые работают без эквайринга, теряют до 40 % клиентов.

В связи с либерализацией денежно-кредитной политики Узбекистана увеличился уровень доверия к банковским картам, у предпринимателей появилась возможность приёма платежей от граждан и иностранцев в любой валюте через PoS терминалы.

Но возможность приобретения PoS-терминала остаётся затруднительной из-за высокой цены, необходимости оформления счетов и договоров по PoS-терминалу.

К этому надо учесть, что на рынке отсутствует предложение бюджетному сегменту для использования возможности приёма всех типов карт доступным и быстрым способом.

Предприниматели стараются избегать безналичных оборотов из-за сложившихся стереотипов, хотя подавляющее большинство платит фиксированную ставку налога, что позволяет им выйти из тени.

Вместе с тем, последние законодательные инициативы Казахстана и Узбекистана в части внедрения механизма кэшбека при оплате по картам стимулируют покупателей отдавать приоритет безналичным покупкам. Пользование подобными сервисами только увеличит возможности торговли и создаст конкурентное преимущество перед субъектами, работающими только за наличные.

Мобильный PoS терминал MARTA позволяет принимать оплаты со всех видов платёжных карт любым способом — через контактный и бесконтактный чип или магнитную ленту.

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Разработчики делают акцент продукта на простоте внедрения, использования. Отметим, что мобильных PoS решений в Узбекистане нет. Преимущества MARTA в сравнении с тем, что есть сегодня на рынке в том, что:
• устройство работает с любым смартфоном при отсутствии интернета или нулевом балансе;
• обойдётся предпринимателю в 5 раз дешевле самого бюджетного торгового терминала;
• заказывается онлайн и доставляется нарочно.

MARTA по сути является интегратором инновационной финансовой технологии, посредством своих аппаратных и программных решений. Аналитика, полученная по локациям транзакций даст материал для выявления подхода к каждому региону и даже продавцу.

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Реализация кардридеров будет производиться сервисом как напрямую, так и через ритейлеров, в число которых будет включена и служба Единого Окна государственных услуг по регистрации субъектов бизнеса. Причем не исключается возможность сотрудничества и по White Label, то есть без собственного бренда.

Узбекские стартаперы делают ставку на агрессивную рекламу в туристических городах вместе с возможностями «сарафанного радио» и это по их расчетам за 6 месяцев позволит охватить не менее 10% рынка. Доход сервиса формируется из долей маржи за каждую транзакцию.

Особо отметим, система имеет гибкую архитектуру, что позволит быстро и с небольшими затратами осуществить переход на бесконтактные платежи, а также расширять функционал под конкретную торговую сеть. Разработчики признают, что их система в основном направлена на охват малого и среднего бизнеса, подчеркивая, чем шире их спектр, тем более выгодным будет эквайринг.

На самом деле проект на сегодняшний день актуален, особенно в сфере туризма. О выгоде проекта можно судить по небольшим расчетам.
К примеру, Узбекистан посещает 5 млн человек. Если, для удобства расчетов, взять среднее нахождение иностранного гражданина в 10 дней и средний расход в иностранной валюте за это время около 1500 долларов США, то при принятии 1 млн человек, как средний показатель, общая сумма оборота через PoS-терминалы Узбекистана потенциально составит 1,5 млрд. долларов США.

А в сфере услуг работают 450 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, для большинства из них классический PoS терминал дорог и габаритен — это мешает его широкому распространению, что приводит к ограниченности обслуживания контингента и упущению потенциальных доходов предпринимателей. Поэтому планируется запустить бюджетное решение, что бы каждый без исключения смог использовать МАРТУ и зарабатывать деньги.

Как узбекских стартаперов признали за рубежом

Как рассказали разработчики, интерес к проекту проявлен со стороны узбекских и казахстанских инвесторов. Как только взаимоотношения с инвесторами перейдут в практическую плоскость, то в течении месяца, продукт будет выдвинут для широкой публики. Естественно это будет тестовый режим, который будет организован в рамках небольшого рынка, а дальше уже будет расширяться в туристические зоны по всей республике.

Напомним, что впервые Visa Everywhere Initiative стартовала в 2015 году, и за это время в программе приняли участие более 4000 стартапов, 220 финалистов получили менторскую поддержку, а 70 победителей получили призы на общую сумму более 1 миллиона долларов. Сегодня стартапы VEI привлекли более 2,5 миллиардов долларов инвестиций.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Гендерное равенство поможет развитию сельского хозяйства Узбекистана

Гендерное равенство играет решающую роль в преодолении бедности, сокращении неравенства и укреплении социального благополучия. В этой связи ФАО активно...

Больше похожих статей