Узбекские разработчики представили приложение Marta на FinTech Summit и вошли в пятерку победителей Visa Everywhere Initiative.
Международный Финансовый Центр «Астана» (МФЦА) и Visa запустили крупнейшую региональную программу в Казахстане и странах Центральной Азии по развитию финтех инноваций Visa Everywhere Initiative (VEI) и в ходе работы саммита этот проект был представлен.
За 1,5 месяца процесса подачи заявок с середины марта до конца апреля было подано 93 заявки на участие в программе VEI в областях от финансовой грамотности до искусственного интеллекта. Заявки подавались на стадии идеи, а также на стадии проектов, готовых к реализации. 34 команды из 93 вышли в полуфинал, который состоялся 23-24 мая в финтех хабе МФЦА.
К финалу было допущено двадцать команд из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Сингапура и России, которые представили свои работающие прототипы и детальные бизнес-модели реализации решений жюри, в состав которого вошли независимые финтех эксперты и представители Visa, Альфа-банк, Halyk bank, Первого кредитного бюро и ABC-I2BF Seed Fund.
Решения участников Visa Everywhere Initiative были представлены в таких направлениях как финансовая грамотность, финансовые сервисы для физических лиц, финансовые сервисы для малого и среднего бизнеса, новые технологии и продукты в страховании (Insurtech), B2B сервисы для финансового сектора, мобильные финансовые сервисы Beeline. В финал пробились два представителя Узбекистана, но решением коллегии жюри, победителями признаны следующие пять команд, среди которых оказался проект Marta:
— reKassa (Казахстан)
— LendingStar (Сингапур)
— Nebank.kz (Казахстан)
— MambaPay (Кыргызстан)
— Marta (Узбекистан)
Нечасто встретишь отечественных стартаперов на международной площадке, да еще в числе победителей. Поэтому стоит особо обратить внимание на суть проекта узбекских разработчиков.
Общеизвестно, работать с картами удобнее, чем принимать только наличные — современные банковские карты и сервисы эквайринга имеют высокую скорость обработки платежа.
Картой расплачиваться быстрее: не нужно искать мелочь и ждать, пока кассир отсчитает сдачу. Магазины, которые работают без эквайринга, теряют до 40 % клиентов.
В связи с либерализацией денежно-кредитной политики Узбекистана увеличился уровень доверия к банковским картам, у предпринимателей появилась возможность приёма платежей от граждан и иностранцев в любой валюте через PoS терминалы.
Но возможность приобретения PoS-терминала остаётся затруднительной из-за высокой цены, необходимости оформления счетов и договоров по PoS-терминалу.
К этому надо учесть, что на рынке отсутствует предложение бюджетному сегменту для использования возможности приёма всех типов карт доступным и быстрым способом.
Предприниматели стараются избегать безналичных оборотов из-за сложившихся стереотипов, хотя подавляющее большинство платит фиксированную ставку налога, что позволяет им выйти из тени.
Вместе с тем, последние законодательные инициативы Казахстана и Узбекистана в части внедрения механизма кэшбека при оплате по картам стимулируют покупателей отдавать приоритет безналичным покупкам. Пользование подобными сервисами только увеличит возможности торговли и создаст конкурентное преимущество перед субъектами, работающими только за наличные.
Мобильный PoS терминал MARTA позволяет принимать оплаты со всех видов платёжных карт любым способом — через контактный и бесконтактный чип или магнитную ленту.
Разработчики делают акцент продукта на простоте внедрения, использования. Отметим, что мобильных PoS решений в Узбекистане нет. Преимущества MARTA в сравнении с тем, что есть сегодня на рынке в том, что:
• устройство работает с любым смартфоном при отсутствии интернета или нулевом балансе;
• обойдётся предпринимателю в 5 раз дешевле самого бюджетного торгового терминала;
• заказывается онлайн и доставляется нарочно.
MARTA по сути является интегратором инновационной финансовой технологии, посредством своих аппаратных и программных решений. Аналитика, полученная по локациям транзакций даст материал для выявления подхода к каждому региону и даже продавцу.
Реализация кардридеров будет производиться сервисом как напрямую, так и через ритейлеров, в число которых будет включена и служба Единого Окна государственных услуг по регистрации субъектов бизнеса. Причем не исключается возможность сотрудничества и по White Label, то есть без собственного бренда.
Узбекские стартаперы делают ставку на агрессивную рекламу в туристических городах вместе с возможностями «сарафанного радио» и это по их расчетам за 6 месяцев позволит охватить не менее 10% рынка. Доход сервиса формируется из долей маржи за каждую транзакцию.
Особо отметим, система имеет гибкую архитектуру, что позволит быстро и с небольшими затратами осуществить переход на бесконтактные платежи, а также расширять функционал под конкретную торговую сеть. Разработчики признают, что их система в основном направлена на охват малого и среднего бизнеса, подчеркивая, чем шире их спектр, тем более выгодным будет эквайринг.
На самом деле проект на сегодняшний день актуален, особенно в сфере туризма. О выгоде проекта можно судить по небольшим расчетам.
К примеру, Узбекистан посещает 5 млн человек. Если, для удобства расчетов, взять среднее нахождение иностранного гражданина в 10 дней и средний расход в иностранной валюте за это время около 1500 долларов США, то при принятии 1 млн человек, как средний показатель, общая сумма оборота через PoS-терминалы Узбекистана потенциально составит 1,5 млрд. долларов США.
А в сфере услуг работают 450 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, для большинства из них классический PoS терминал дорог и габаритен — это мешает его широкому распространению, что приводит к ограниченности обслуживания контингента и упущению потенциальных доходов предпринимателей. Поэтому планируется запустить бюджетное решение, что бы каждый без исключения смог использовать МАРТУ и зарабатывать деньги.
Как рассказали разработчики, интерес к проекту проявлен со стороны узбекских и казахстанских инвесторов. Как только взаимоотношения с инвесторами перейдут в практическую плоскость, то в течении месяца, продукт будет выдвинут для широкой публики. Естественно это будет тестовый режим, который будет организован в рамках небольшого рынка, а дальше уже будет расширяться в туристические зоны по всей республике.
Напомним, что впервые Visa Everywhere Initiative стартовала в 2015 году, и за это время в программе приняли участие более 4000 стартапов, 220 финалистов получили менторскую поддержку, а 70 победителей получили призы на общую сумму более 1 миллиона долларов. Сегодня стартапы VEI привлекли более 2,5 миллиардов долларов инвестиций.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора