Сказочной красоты цветы, кажется, источают нежный аромат, красные перцы словно обжигают руки, а райские птицы придают чаю неповторимый вкус. Убедиться в силе подлинных шедевров искусства может каждый, кто хотя бы раз держал в руках творения Гайрата Даминова — одного из основоположников современного фарфорового промысла в Узбекистане, главного художника известного когда-то во всей Центральной Азии Ташкентского фарфорового завода.
Член Творческого объединения художников Узбекистана, Ассоциации «Хунарманд», участник и победитель многих республиканских и международных выставок, Гайрат Рахимджанович и сегодня создает вместе с сыном Махмудом и учениками в своей мастерской художественный фарфор ручной лепки.
«Великий шелковый путь», «Жемчужина Востока», «Навруз» — для каждого из этих уникальных чайных и столовых сервизов он разрабатывает оригинальную композицию. Его творческая фантазия также воплощена в изящных сувенирах, подсвечниках. В планах у усто – применять наработки в процессе оформления достопримечательностей Узбекистана, а также станций столичного метрополитена.
В идеале фарфор представляет собой сочетание хрупкости, поразительной красоты и нежной роскоши. Как ни удивительно, основной темой росписи наших изделий, по словам мастера, стала не традиционная узбекская керамика, а сюзане. Из этого вида национального искусства перешли символика, контрастность цветов. Черпает вдохновение и в общении с природой родного края, которая круглый год радует богатством палитры и колористических сочетаний. Опыт и неугасимое воображение позволяют Гайрату Рахимджановичу запечатлеть прекрасные мгновения окружающего мира в фарфоре, который, бесспорно, является самой благородной керамикой. Но и внутри своей группы он имеет иерархию. Все зависит от того, как «поет» изделие: чем звонче и длиннее звук при постукивании, тем лучше. Ценный фарфор к тому же имеет идеальную белизну.
Особенную эксклюзивность работам придает и то, что он расписывает каждое творение вручную, отражая свои чувства и мысли. Благодаря этому фарфор способен долгие годы хранить тепло рук мастера, частичку его души. И если деколь и трафарет дают идеально вычерченное изображение, то в ручной росписи любой узор, лист, веточка различаются размером, насыщенностью цвета – как на живом кусте. Каждый раз усто делает разный забор красок, создавая что-то новое и неповторимое. Так, к примеру, родились на свет работы, навеянные гжельскими мотивами и обретшие совершенное иное – восточное – звучание.
Для того чтобы готовый шедевр не терял первозданной красоты, он проходит несколько этапов обжига. Каждый цвет требует своей температуры и количества подходов. Г. Даминов обжигает работы до пяти раз при температуре 1350 градусов. Только после этого творение продолжает жизнь вне мастерской, пленяя взоры любителей красоты и ценителей истинного искусства — тех, кому хорошо знаком «язык» фарфора.
Оксана Кадышева.