«Тик-так» — еле слышится стук настенных часов, спрятавшихся за картинами и вечно зелеными растениями. Кажется, в мастерской Любови Тиора, известной художницы, члена Академии художеств Узбекистана, Международного Союза дизайнеров, а также Галереи искусств народов мира «Никор» в Москве, время течет по-иному – измеряется не привычными единицами, а рожденными на свет благодаря богатейшей фантазии и тонкому мировосприятию произведениями. Подтверждение тому – «ЭКСПИРЕАЛ», персональная юбилейная выставка произведений художницы в Центральном Выставочном Зале Академии Художеств Узбекистана, которая нашла живой отклик в душе зрителей.
Экспозиция вновь заставила каждого присутствующего задуматься о вечном, в очередной раз задать себе сакраментальные вопросы – «Кто мы?», «Каково наше предназначение на земле?» и почерпнуть ответы на них в полотнах, где неделимым целым являются прошлое, настоящее и будущее всего человечества.
Общаюсь с Любовью Ивановной в «святая-святых» любого художника – мастерской, и взгляд невольно падает на работу – «Вера, Надежда, Любовь», которая еще на юбилейной выставке привлекла внимание. Ловя мой взгляд, автор решает пояснить смысл полотна: «Многие, смотря на эту работу, невольно задаются вопросом: «Почему Любовь словно выходит за грани холста? Часть ее головы не видно?». Да потому что истинная любовь не знает границ, она присутствует во всем и везде». Смотрю на другие полотна мастера, общаюсь с ней, и, в какой-то момент понимаю, — эта картина во многом отражает ее творческое и жизненное кредо. Вслед за Любовью, изображенной на холсте, Любовь Тиора стремится объять необъятное, по ее словам, ей хочется порой раздвинуть стены мастерской, вдохнуть глоток пьянящего воздуха родных гор и поделиться своими эмоциями и чувствами с целым миром. Высоко в горах Чимгана, Бричмуллы, Чаткала и Суккока, где также черпается вдохновение, Любовь Ивановна может подолгу стоять на вершине, откуда вдалеке виднеются приветливые и близкие сердцу огни Ташкента, и чувствовать себя как птица – легкой, свободной от земных преград и оков, стремящейся в самую высь. В мире, в котором мы живем, по словам художницы, есть свет и тень, а также полутона, оттенки, рефлексы как в живописи. Главное, осознать, что все мы рождены для счастья, радости, любви.
Размышления о глобальности мироздания, смысле жизни волновали мастера всегда. Поиски ответов на эти и многие другие вопросы видны и в ранних творениях Любови Тиора, которые впервые зритель увидел в экспозиции живописи и графики под названием «Космические легенды Востока», графических композициях «Арт-кантата». В работах тогда преобладали знаковые структуры, символы. Некоторые знаки знакомы глазу, но большинство неведомы и уникальны по своему исполнению. Есть и то, что объединяет красной нитью большинство творений автора — удивительный синтез древних культур и цивилизаций.
Если же вернуться к «Экспиреалу», то это нововведенное самим автором слово, означающее эксперимент духа в реальности. Это не сюрреализм с его подсознательной сферой и сновидениями, это и не реализм с его сознательной сферой и бодрствованием, это именно экспериализм с его сверхсознательной сферой и интуицией.
Творчество разворачивается в процессе медитативного, траснцендентального состояния. Художник освобождает себя от личных мыслей и, расширяя сознание, открывает себя Вселенной. Это красивый полет в Мироздание. Можно с уверенностью сказать, что многим художникам, музыкантам, поэтам, ученым знакомо подобное необычайное состояние парения.
— Меня всегда интересовало то знание, которое человечество накопило от начала своего существования по сегодняшний день, — делится Любовь Ивановна. — И вот, находясь в этом сосредоточии творческой работы, тесно связанной всегда для меня с познанием научных тайн и гипотез, процесс создания полотна превращается в познание. Пространство и Вселенная открыты, они бесконечно проявляются повествованием для каждого живущего существа, мы лишь включаем в себе способность записать эту информацию на одном из уровней своего сознания. Можно сказать, художнику в момент вдохновения открывается целостная картина мира, где он на этом огромном полотне времени отображает свои откровения художественными образами.
Возвращаясь к Экспиреалу, меня захватывает эксперимент. Я не всегда планирую тематику, композицию, сюжет – это каждый раз новый опыт, новое чувство. В экспиреалистическом подходе отсутствует процесс анализа, происходит полная свобода ощущений, как неповторимый танец при помощи красок и движений. И технические приемы также разнообразны. Сам процесс становится неповторимым. Моя задача удержать высокую октаву, остановить непрерывный поток мыслей, сконцентрироваться на музыке, звучащей внутри тебя.
Эта музыка звучит не только в душе Любови Тиора, но и остальных членов ее семьи. Проекты семьи Тиора становятся все более известными у нас в стране. Среди них архитектурный проект — «12 ворот Ташкента» на тему богатейшей истории родного города, музыкально-изобразительный проект — «Созвездие Вечности» о наших великих личностях прошлого, над которым работают не только Любовь, но и ее супруг Юрий Владимирович, режиссер и актер, а также сын Михаил, молодой композитор.
По мнению искусствоведов, Любовь Тиора – художница из редкого сегодня круга романтического символизма с обязательными элементами классического сюрреализма. «Романтический символизм» зародился в среде Центрально-азиатских художников в самом начале прошедшего столетия. Однако время коренных переустройств общества сменило этот стиль на разнообразные течения соцреализма, которые сегодня ярко присутствуют в живописи Узбекистана. Любовь Тиора – одна из немногих художников, кто переосмысливает духовные ценности в контексте нового времени и возрождает это направление в отечественной живописи. Ее картины не игры в футурологию. Это откровение собственного видения сути и смыслов разумного существования, идейно-духовное конструирование основ справедливого мироустройства.
В своем творчестве художница использует уникальную тему – идею об Идеальном мире, основанную на системных концепциях лучших гуманистических умов человечетва, среди которых Аль Фараби, Абу Али ибн Сино, Платон, ибн Рушд, Кампанелла и другие. К примеру, в полотне «Познавший плоды Древа жизни» буквально олицетворена красками вся Вселенная, населенная не эпическими героями, а великими учителями человечества. В разных этносах это Древо выглядит по-разному, но что существенно в данном контексте, «Древо Жизни» — полюс духовного знания, философско-образное понятие и объединяющая субстанция формирования гармоничного мироустройства.
Как бы продолжая эту тему, Любовь пишет картины » Хранители Огня Предков», «Предчувствие рождения Нового Солнца», «Ангелы Древнего мира» в сине-голубой гамме с розовыми отсветами, передающие ирреальность мира, в котором ангелы сохраняют и берегут наше, цивилизационное Древо Жизни.
Сюжеты полотен «Соединение миров тонких», «Он возвращает надежду»,
«Здесь камни превращаются в Храмы», «Гимн Светилам», «И в тебе Будущее», «Основы Мира-Здания», «Живой Источник», повествуют зрителям о глобальной толерантности и доверии, межкультурном взаимоуважении. А так же огромное полотно » Жемчужины Единого Пути» — где лучшие здания и храмы, возведенные в разные времена, эстетически объединяют государства в единое целое.
Серию исторических и концептуальных картин Любови Тиора завершают сюжеты, отображающие образы и ощущения нашего времени. Таковы «Кардиограмма ночного города», «Молчание воина», «Греза моего сердца», «О чем думают корни», » Правозвестник Души Единой», «Город-Зеркало»,а так же «Золотое путешествие в Эльдорадо», и в целом все произведения художницы об общечеловеческой духовности и ценностях связывает далеких предков с сегодняшними реалиями и миропорядком. Возможно, это попытка показать нам тропинки, ведущие к построению желаемого всеми Идеального «Великого мира», где жизнь людей будет наполнена гармонией, духовным совершенством, эстетикой, чистотой, благородством.
Эти картины не рассчитаны на то, чтобы на них просто смотреть, они вводят нас в сферу философских понятий и размышлений, в художественное переплетение исторической и современной реальности. Можно с уверенностью сказать, что каждый, кто их увидит, поймет и прочувствует написанные сюжеты и образы, получит заряд особенной эмоциональной энергии и тем самым уже изменит мир к лучшему, хотя бы свой внутренний.
Уникальное произведение «Мама, подари мне крылья!», словно говорящая о том, что, согласно древним легендам и преданиям, чистый душой и сердцем человек обладал способностью летать. Художница словно пытается ввести нас в мир ее образов и понять в конечном итоге, что есть истина.
По словам Любови, самой найти ответы на эти волнующие вопросы ей помогла работа над «Авестой», когда процесс творчества преобразился в художественно-поэтическую форму откровения, в котором произошло слияние поэзии, графики и живописи. Это состояние напоминало парение.
Заставляет о многом задуматься и полотно — «Мать земных цивилизаций», где Мать-Земля – Дочь Вселенной. Она дает нам пространство своего тела, на котором зарождались цивилизации, расселялись народности, бесконечно отвоевывая друг у друга свои территориальные границы. И Земля видит, слышит и воспринимает все человеческие деяния. Способны ли мы также чувствовать ее? Способны ли мы жить с ней в гармонии? Что нам для этого не хватает? — размышляет автор.
Символический триптих «Улыбка Судьбы или между двумя Пределами» — что же вкладывает художник к это сложное по исполнению полотно, заполненное мифическими образами, знаками, пиктограммами?!
— Независимо от того, где мы находимся, — рассказывает автор, — в мегаполисе или на периферии, так или иначе каждый из нас за время своего существования записывает на свой диск памяти все свои мысли, слова и деяния. Мы — это бесконечная система выбора иной реальности. Улыбка Судьбы — это дар человеку, что он получил счастье жизни. Она дарует каждому свой «Парусник Мечты», надежд и устремлений. Два стража стоят на границах жизни и смерти, входа и выхода. Стражи разделены временем и никогда не смогут соединиться, они антагонисты друг другу, и в этом противоборстве двух дилемм человек проводит всю свою жизнь. Он должен найти равновесие между плюсом и минусом, между присутствием и небытием. Принимая данные законы, мы получаем возможность осмыслить себя как совершенство Творца. Человек не решает проблемы, он просто движется к Свету, или наоборот. Остановить движение невозможно, но изменить пластику движения — да.
Приковывает взор и полотно, выполненное в сложной технике корпусной живописи — «Зороастрийская свадьба». Импрессионистическая манера живописного приема останавливает своего зрителя, которому надлежит приоткрыть завесу времени. Словно греза или мираж проявляется пространство в картине. Мерцающая атмосфера разливается на всем полотне. Здесь сложно определить время дня или время года, в котором происходит таинство священного свадебного обряда зороастрийского принца и принцессы. И великая река жизни подступает к их стопам, готовя к прекрасному путешествию в любви и согласии.
Это произведение отражает глубинное состояние автора, в душе и сердце которого живет огонь, благодаря которому пишутся новые картины. Внутренняя стихия художника бесконечно рождает новые идеи и новые образы, где автор, безусловно, становится частью всей этой творческой истории, а взамен оставляет печать во времени на каждом своем полотне.
Оксана Кадышева.