back to top
1.9 C
Узбекистан
Четверг, 2 января, 2025

Узбекистан обсуждает стратегию владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,160ПодписчикиПодписаться
Узбекистан обсуждает стратегию владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием

В Узбекистане продолжается обсуждение постановления главы государства «Об утверждении Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2019-2021 годы». Разработчик документа — Агентство по управлению государственными активами отмечает, что для упрощения процедур и ускорения процесса реализации объектов государственной собственности частным инвесторам, устранения бюрократических барьеров при их приватизации органам государственной власти на местах предоставлено право принимать решения о реализации нестратегических объектов государственной собственности. Проводится эксперимент по реализации объектов государственной собственности без проведения оценки их стоимости с выставлением на аукцион на электронной торговой площадке по стартовой цене, равной 1 суму.

Структурные преобразования производятся в гражданской авиации, электроэнергетической отрасли, горно-металлургической и электротехнической промышленности, в сфере транспорта, строительных материалов, производства и оборота алкогольной и табачной продукции и других сферах экономики.

Вместе с тем, как отмечено в документе, современное состояние участия государства в экономике, практика предоставления отдельным предприятиям с государственным участием привилегий не позволяют субъектам предпринимательства иметь равный доступ к материальным и финансовым ресурсам, а также свободно конкурировать на рынке.

Названы 14 системных проблем в управлении государственными активами, препятствующих эффективной организации деятельности государственных предприятий.

В частности:

-отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость предприятий с государственным участием от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;
-отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность предприятий с государственным участием;
-избыточное количество предприятий с государственным участием, в том числе в сферах, где эффективно функционирует частный сектор, в результате которого нарушается принципы справедливой конкуренции;
-отсутствие цели участия государства в экономике, определяющее обоснование владения предприятиями с государственным участием;
-практика выполнения несвойственных функций и владение непрофильными активами приводит к повышению затрат и себестоимости продукции и услуг предприятий с государственным участием, и как следствие, вынуждает вести низкорентабельную (убыточную) деятельность и снижает их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
-недостаточная эффективность управления государственными активами, приводящей к неудовлетворительным результатам их финансово-хозяйственной деятельности;
-низкий уровень достаточности оборотных средств и зависимость от государственных фондов, а также рост кредиторской задолженности, в том числе задолженности перед бюджетом по налогом;
-недостаточный уровень корпоративного управления предприятий с государственным участием;
-недостаточная мотивация и ответственность органов управления, включая наблюдательного совета и органов контроля предприятий с государственным участием;
-низкая производительность труда, отсутствие системного подхода к научно-техническому развитию предприятий и их отраслей в целом;
-неудовлетворительное отношение к увеличению человеческого капитала путём внедрения прозрачного механизма подбора и карьерного роста профессиональных кадров в системе предприятий и отраслей, где есть участие государства;
-отсутствие базовых навыков в привлечении партнёров для разделения коммерческих рисков при освоении новых рынков сбыта, в том числе внешних;
-отсутствие стратегий по обеспечению долгосрочного конкурентного преимущества продукций и услуг предприятий;
-сильная сегментированность кредитной политики коммерческих банков с государственной долей в результате выдачи ими директивных кредитов, которые в основном направлены на финансирование проектов государственных предприятий.

Сохраняющиеся недостатки государственного управления продолжают оставаться одними из главных факторов низкого доверия к государственным институтам и продолжают негативно влиять на инвестиционный и деловой климат, говорится в документе.

К основным задачам обсуждаемой стратегии отнесены, в частности:

-определение критериев (обоснования) сохранения предприятий с государственным участием;
-совершенствование деятельности органов, осуществляющих управление долями предприятий с государственным участием;
-разделение функций собственника и регулятора;
-совершенствование деятельности органов управления и контроля предприятий с государственным участием;
-широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий;
-внедрение современных методов корпоративного управления;
-обеспечение прозрачности и открытости деятельности предприятий с государственным участием, а также применение в их деятельности полноценных рыночных механизмов.

Предложено, в частности, в акционерных обществах «Узбекнефтегаз», «Узкимёсаноат», «Национальные электрические сети Узбекистана», «Тепловые электрические станции», «Региональные электрические сети», «Узавтосаноат», АО «Uzbekistan Airways», АКБ «Асака», АО «Кафолат», АО «Узагросугурта», АО «Кизилкумцемент» в трехмесячный срок привлечь в состав правления на конкурсной основе не менее одного квалифицированного иностранного специалиста.

Реализация разработанной стратегии, по оценкам экспертов, позволит уменьшить количество предприятий с государственным участием на 50%, сократить непрофильные активов предприятий с государственным участием на 50%, увеличить стоимость портфеля предприятий в среднем на 5% ежегодно в реальном выражении (с вычетом инфляции).

Предложенные меры также увеличат в два раза поступления в Государственный бюджет Узбекистан в виде дивидендов, позволят привлечь не менее 50 иностранных менеджеров в органы управления предприятий с государственным участием и др.

Документ может быть изменен, дополнен или отклонен.

В. НОВИКОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Не указано о фантастичности выплат членам наблюдательного совета, в оплатах за некудышние результаты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане в первый день 2025 года родился 1641 ребенок

В первый день нового 2025 года в Узбекистане родилось 1641 ребенок, включая почти 50 близнецов. Эту статистику новорожденных за...

Больше похожих статей