back to top
0.9 C
Узбекистан
Четверг, 2 января, 2025

Узбекистан сократил производство локализованной продукции

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,160ПодписчикиПодписаться
Узбекистан сократил производство локализованной продукции

По данным Госкомстата, Узбекистан в первом квартале 2019 года сократил производство локализованной продукции. При этом за январь-март текущего года снизилось не только количество проектов по выпуску локализованной продукции (с 619 до 447), предприятий – с 262 до 184, но и объемы производства ( с 4,5 трлн сумов до 3,2 трлн сумов). Что немаловажно, в первом квартале текущего года снизилась реализация на экспорт локализуемой продукции со $135 до $ 108 млн.

Как ранее сообщалось со ссылкой на официальные источники, с 2018 года республика отказалась от активной политики импортозамещения. С 1 апреля 2018 года в стране были отменены льготы, предоставленные предприятиям , включенным в программы локализации, в том числе по реализуемым проектам.

Тем самым дана официальная оценка активной политики локализации импортозамещающей продукции по принципу «покупай отечественное», реализуемой в Узбекистане более 15 лет.

Напомним, что импортозамещение в Узбекистане имело под собой солидную государственную поддержку в виде предоставления налоговых и таможенных льгот. Участники программы локализации, производящие импортные аналоги зарубежной продукции, освобождались сроком на 3 года от уплаты таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запчасти к нему, налога на прибыль, единого налогового платежа (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения), налога на имущество.

Ставка была сделана на производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, обеспечивающее уровень локализации не менее 36%. При этом доля экспорта локализованной продукции в чистой выручке от ее реализации должна была составлять не менее 20%.

По данным Министерства экономики и промышленности Узбекистана, за 15 лет в стране реализовано свыше 2,8 тысячи проектов локализации общей стоимостью свыше $5,5 млрд .

Освоен выпуск более 4,8 тысячи новых видов продукции, ранее завозимой, в том числе нефтегазовое оборудование, автомобильные двигатели, самосвалы и краны, технологическая оснастка, мини-оборудование для пищевой промышленности, электродвигатели, высокотехнологичная кабельно-проводниковая продукция, изоляционные материалы, спортивный инвентарь, бытовая техника, энергосберегающие осветительные приборы, строительные и отделочные материалы, текстильная и кожевенно-обувная продукция и др.

По оценкам зарубежных аналитиков, импортозамещающая модель промышленной политики имеет и свои минусы. К их числу относят самоизоляцию от новых тенденций в мировой экономике, возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран. Немалую угрозу представляет опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приводит к неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, выстраивание полностью производственных цепочек,, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах, создает угрозу отрыва от международного разделения труда.

Замечено, что в условиях длительной экономической изоляции импортозамещение неизбежно ведет к отставанию и политике догоняющего развития.
Но самый главный минус состоит в том, что локализованная продукция зачастую оказывается неконкурентоспособной по формуле «цена/качество» и не пользуется спросом на внешнем рынке.

«Игра» по правилам мирового сообщества в современных условиях, как показывает мировой опыт, отвергает ограничения внешнеторговой деятельности и конкуренции. Несмотря на существующие угрозы и вызовы, курс на экспортную ориентацию экономики принял и Узбекистан. По прогнозам аналитиков, принимаемые в Узбекистане радикальные меры ускорят вовлечение страны в мировое хозяйство, упростят доступ к мировым ресурсам и технологиям. Приоритетной задачей для производителя на современном этапе развития станет производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок, что означает ориентацию национальной промышленности страны на мировую конъюнктуру. Но при этом карт-бланш получит производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В. НОВИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новогоднее поздравление Шавката Мирзиёева узбекскому народу

Президент Узбекистана обратился с новогодним поздравлением к народу Узбекистана. Приводим текст выступления полностью. От всей души поздравляю вас, многонациональный народ...

Больше похожих статей