В разделе «Мои узбекистанцы», мы, как правило, рассказываем о заслуженных и ярких наших согражданах в связи с датами их рождения или кончины. Но в этот раз поводом для публикации стало событие, привлекшее к себе внимание многих лингвистов страны – открытие кабинета русского языка имени профессора Азизова Атакузи Азизовича в Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои.
Оно состоялось вчера, 11 апреля, при большом стечении учёных, преподавателей и студентов, представляющих научные институты и вузы города. С приветственными словами к собравшимся выступили проректор ТГУУЯЛ профессор Абдирашидов Зайнабидин и руководитель Российского центра науки и культуры в Ташкенте доктор наук Шулика Виктор Николаевич. После них зав. кафедрой русского языка Национального Университета Узбекистана Р. К. Исакова, член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Д.С.Садуллаев, профессора НУУ Я.Маматова,Н.А.Башатова, сын учёного Азамат Атакузиевич и другие подробно и содержательно рассказали о жизненном и творческом пути выдающегося учёного и воспитателя. Торжественно открытый кабинет со специальной табличкой представила гостям зав. кафедрой русского языка ТГУУЯД З.А. Жуманова. В шкафах кабинета, открытого для всех желающих, была выставлена часть огромной и во многом уникальной библиотеки А. Азизова, переданной его наследниками в дар Университету.
Подозреваю, что далеко не все наши читатели слышали об этой значительной Личности, сыгравшей огромную роль в деле научного и практического распространения русского языка в республике и за его пределами. Поэтому считаю уместным кратко поведать о его поучительной и насыщенной жизни. Атакузи Азизов родился 21 сентября 1910 года в кишлаке Исфана Самаркандсой области. В 1924 году с группой детей разных национальностей – узбеков, таджиков, казахов, киргизов, бухарских евреев, татар и башкир — он отправился на учёбу в Москву. Почти всех детей определили для проживания в московские семьи, что, безусловно, способствовало быстрому овладению ими русского языка. Атакузи после учёбы в 23-й московской школе и окончания в 1929 году учёбы на рабфаке в Москве переехал в Ташкент, где поступил на учёбу на сельскохозяйственный факультет САГУ (ныне Национальный Университет).
Трудовую деятельность он начал с работы агрономом-экономистом Ляйлякского райземотдела, затем старшего инструктора- методиста Наркомата земледелия. Три года он служил главным агрономом Чиназского райземотдела. Казалось бы, он нашёл своё место в жизни, полезную специальность и все виды на успешную карьеру. Однако душа «требовала» иного – он даёт согласие параллельно с основной работой обучать специалистов сельского хозяйства русскому языку, раскрывая при этом педагогические способности. Его устремления совпали с выходом Постановления об обязательном изучении русского языка в национальных школах. Для этого требовалось создание учебников и учебно-методической литературы, исследования грамматического строя русского и узбекского языков, грамотных и увлечённых специалистов. Таковым становится Атакузи Азизов.
С 1939 года он преподаёт в пединституте и заканчивает аспирантуру на кафедре русского языка, выбрав темой своего исследования особенности русского и узбекского глагола. Научным руководителем вызвался стать известный учёный-русист, профессор А.В.Миртов. В 1942 году он успешно защищает кандидатскую диссертацию, после чего становится доцентом Тащгоспединститута им. Низами, а через 3 года – зав. кафедрой русского языка Ташкентского вечернего пединститута им. Белинского. С 1957 по 1985 гг. он доцент, а следом -– заведующий общеуниверситетской кафедрой русского языка САГУ. В 1961 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков», а в 1964 году получил учёную степень доктора филологических наук. В 1968 году был избран членном-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Таким образом Азизов стал одним из основателей научно-методической школы русского языка и литературы в Узбекистане. Главными трудами его исследовательской деятельности явились 8 монографий; 48 учебников для средних школ, 7 — для высших учебных заведений, 14 учебных пособий, 13 словарей, множество брошюр, более 300 научных и методических статей и докладов – уникальное духовное и научное богатство, высоко оценённое далеко за пределами нашей республики. Оппонентами на его защитах явились крупные советские учёные члены-корреспонденты АН СССР В.М.Жирмунский и А.К.Боровков, которые заслуженно признали работы А.Азизова значительным явлением в филологической науке. В свою очередь профессор Азизов воспитал целую плеяду учёных, успешно зарекомендовавших себя на научном и педагогическом поприще во многих вузах и учебных центрах Центральной Азии и Российской Федерации. Его научный и преподавательский дар позволил состояться 6 докторам и почти 60 кандидатам наук. Иные доктора гордятся, если им удалось воспитать хотя бы одного доктора и нескольких кандидатов, а остепенённые ученики Азимова исчисляются десятками.
В 1957 году Минвуз СССР направляет А. Азизова в Китай,где он во главе группы советских преподавателей русского языка читает лекции и ведёт спецкурсы для китайских и уйгурских студентов в Синьцдзянском пединституте и в Пекинском институте национальностей. Недаром он награждается международной медалью имени Пушкина «За распространение русского языка в мире», медалью имени Кары-Ниязова и другими высокими отличиями. Его глубоко аргументированные доклады и выступления звучали не только в Ташкенте и Москве, но и в Алма-Ате, Кишинёве, Ашхабаде, Фрунзе, Душанбе, Варне (Болгария), Праге (Чехословакия), Берлине (ГДР), Варшаве (Польша), Хайдарабаде (Индия), и других университетских центрах. Он был главным редактором или членом редколлегий многих центральных и отечественных специализированных журналов. Кроме того, Атакузи Азизовичу на протяжении долгой жизни удалось собрать богатейшую библиотеку книг, научных трудов, фундаментальных исследований и литературных источников большинства мировых авторитетов в области филологии и лингвистики. Сейчас всё это уникальное собрание передаётся в пользование учёных, специалистов и студентов данного Университета.
Но я не хотел бы ограничиваться только лишь изложением его богатой биографии. Мне представляется весьма поучительными нравственные принципы этого человека. Первое: верность всему хорошему, что он с помощью русского языка сумел познать в окружающем мире. Второе: во имя своих идеалов он смело шёл на крутое изменение своей деятельности, превратившись из очень востребованного работника сельского хозяйства в специалиста духовной сферы. Третье: он никогда не сгибался под ударами судьбы – ни в случае, когда в 1937 году его исключили из комсомола, ни при тяжких испытаниях, когда его открытые и тайные враги (а они всегда находятся!) мешали признанию его творческих достижений – читатель, наверное, обратил внимание на то, что доктором наук его признали лишь через 3 года после защиты.
И наконец: он никогда не поддавался карьерным устремлениям. Как человека, блестяще знающего русский язык (что было очень важно в те времена!), его неоднократно приглашали на руководящие посты в партийных и государственных органах, но он твёрдо отказывался, полагая, что гораздо полезнее, если он будет заниматься любимым делом в науке. Готовя данный материал, я обнаружил любопытный эпизод – в начале 60-х годов в Москве он навестил находящегося на пенсии бывшего в годы войны председателя Госплана республики, затем заместителя Председателя Совета Министров и секретаря ЦК компартии Узбекистана Исхака Раззакова, с которым подружился в детстве. Раззаков был этническим киргизом, поэтому в 1945 году по настойчивой рекомендации Усмана Юсупова, Москва направила его сначала Председателем правительства, а впоследствии – 1-м секретарём ЦК компартии Киргизии.
Через 16 лет во времена волюнтаристской политики Н. Хрущева Раззакова отправили на мизерную пенсию. Проживающий в стеснённых условиях, постаревший Исхак Раззакович сказал своему узбекскому другу: как ты, Атакузи, был прав, когда отказывался работать в командных структурах – ты уже доктор наук, членкор АПН, живёшь полноценной и насыщенной жизнью, а я нахожусь «у разбитотго корыта». Атакузи Азизович, конечно, успокаивал своего очень одарённого сверстника, считая что его роль в развитии Киргизстана ещё будет должным образом оценена, но согласился, что если бы Раззаков также занялся наукой, то, безусловно, стал бы академиком. Кстати, тогда Азизов обратился к благосклонно относившемуся к нему Нуриддину Акрамовичу Мухитдинову с просьбой помочь увеличить пенсию бывшему крупному деятелю Узбекистана и Киргизстана, то это было с пониманием воспринято затем Правительством СССР. Справедливость в последние годы жизни Раззакова восторжествовала. Скончался Атакузи Азизов в 2005 году, но до последних дней своей жизни он оставался страстным поборником изучения и распространения русского языка в мире и особенно в Узбекистане. Сейчас, по истечении немалого времени, принципиальность и прозорливость Атакузи Азизовича вызывает особое уважение и признательность.
А. ХОДЖАЕВ