back to top
19.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 14 сентября, 2025

Минкульт намерен возродить реставрационное дело в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,760ПодписчикиПодписаться
Минкульт намерен возродить реставрационное дело в Узбекистане

Министерство культуры Узбекистана провело встречу, посвящённую проблемам в сфере охраны объектов материального культурного наследия. Заместитель главы ведомства Камола Акилова представила две инициативы, которые станут решением наболевших вопросов – это создание Государственного научно-исследовательского проектного института реставрации и Ассоциации реставраторов.

В обсуждении за «круглым столом» приняли участие члены научно-методического совета при Главном научно-производственном управлении по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры (ГлавНПУ), руководители региональных государственных инспекций по охране и использованию объектов культурного наследия Узбекистана и Каракалпакстана, а также реставраторы. Для представителей некогда уважаемой и престижной профессии, приехавших в столицу из Самарканда, Ургенча, Хивы и других городов, эта встреча стала первой за 27 лет.

Дискуссия прошла в критическом ключе. Открыла её замминистра Камола Акилова с вопроса в адрес представителя инспекции г. Хивы об «ужасном состоянии комплекса Саид Мохи» (с). К реставрации памятника там приступили, не дожидаясь согласования с научно-методическим советом, что является грубым нарушением и приводит, как показывает практика, к печальным последствиям.

Ранее NUZ.UZписал о том, что Нукус в результате реставрационных работ потерял мавзолей Шамун-Наби (XIIв.н.э.) – памятник архитектуры сравняли с землей, а на его месте возвели новодел. В марте тревожные новости вновь принесли социальные сети – в Фейсбуке появились фотографии археологического комплекса Топрак-кала, расположенного в Элликкалинском районе Каракалпакстана. На территории городища, которое является памятником культуры Хорезма I-VI вв. н. э., трудились мардикёры. В обоих случаях работы были начаты по распоряжению начальника Региональной инспекции по охране и использованию объектов культурного наследия Каракалпакстана Куанышбека Шарипова. Если в случае с Шамун-Наби он оправдывал свои действия желанием сохранить мавзолей от разрушения временем, то на Топрак-кале выполнял поручение, полученное во время визита президента Шавката Мирзиёева в регион в декабре 2017 года. По данным региональной инспекции, проектированием работ по консервации и составлением сметы занималось малое проектное предприятие «Мерос чашмаси» при ГлавНПУ. В первом квартале 2019 года на реставрацию и консервацию Топрак-калы выделено 200 млн сумов. К освоению средств на местности приступили, минуя этап согласования проектной документации с научно-методическим советом при Минкульте. Благодаря резонансу в социальных сетях в ведомстве узнали о самодеятельности и распорядились прекратить работы.
Шарипов получил предупреждение и оплатил штраф. В случае повторения сценария по «спасению» архитектурных памятников его и других ответственных лиц, которые решатся на подобное, будет ждать уголовная ответственность – по словам Камолы Акиловой, юристы министерства ищут правовые пути ужесточения наказания.

— Оба случая связывает отсутствие грамотных проектов, в основе которых лежит экспертиза, исследовательские работы. Образно говоря, если отходит плитка, задача не в том, чтобы быстро приклеить её обратно, а в том, чтобы понять, почему так произошло. Сейчас, к сожалению, этим никто не занимается, — рассказала Камола Акилова. — Реставрация архитектурных памятников — проблема номер один. Их в Узбекистане действительно много, причём у каждого региона свои особенности. Стране нужен Государственный научно-исследовательский проектный институт реставрации, важно восстановить школы усто-шогирд в регионах, чтобы реставрационные работы проводились с учётом локальной специфики. У нас есть специалисты, необходимый опыт – в 70-80-х годах в республике была одна из сильнейших школ реставрации памятников архитектуры. Наша задача – восстановить ту систему и воспитать новое поколение реставраторов.

Проект постановления президента Узбекистана о создании института реставрации уже разрабатывается. Предположительно, в вузе будут готовить реставраторов архитектурного наследия, живописи, поскольку есть спрос на грамотных музейных работников. На встрече прозвучало несколько предложений: при формировании педагогического состава сделать акцент на отечественных специалистах – 60-70% от общего штата, а первый набор ограничить 70 студентами.

Одним из пунктов в документе станет создание Ассоциации реставраторов в форме общественной организации. Это вторая инициатива Минкульта, которая в буквальном смысле позволит профессионалам вернуть себе работу, ушедшую в руки мардикёров, и статус.

— Деградация в сфере реставрации, которую мы наблюдаем в течение 20 лет – результат работы неспециалистов, оказавшихся на ответственных должностях. Закрытие УзНИПИ реставрации и мастерских на местах, потеря высококвалифицированных мастеров (кто-то уехал из страны, будучи невостребованным, кто-то ушёл из профессии) привело к тому, что целые города находятся на грани исключения из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, — сказала Мавлюда Юсупова, доктор архитектуры, заведующая Отделом архитектуры Института искусствознания Академии наук Узбекистана. – Как практик и учёный, считаю, что восстановление института реставрации должно стать первоочередной задачей в налаживании реставрационного дела в Узбекистане. Создание Ассоциации реставраторов тоже позитивный шаг. Очень важно, чтобы в составе руководства были истинные специалисты, которые болеют за дело душой, а не живут отчётами. Таких в стране осталось мало, можно привлечь тех, кто уехал – в отличие от дорогостоящих зарубежных мастеров, они знают нашу специфику.

Необходимым Мавлюда Юсупова считает и создание центра материальной культуры Узбекистана, где будут изучаться памятники архитектуры и археологии, проблемы их реставрации и сохранения. Сейчас такой работы не проводится.

Итогом встречи стало решение о создании рабочих групп, которые займутся подготовкой предложений по проектам Государственного научно-исследовательского проектного института реставрации и Ассоциации реставраторов Узбекистана. Региональным инспекциям поручено провести инвентаризацию архитектурных памятников, относящихся к Министерству культуры, фондам «Олтинмерос» и «Вакф» при Управлении мусульман Узбекистана. Полученная информация будет размещена на сайте ведомства.

Виктория Абдурахимова.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Наконец то.Реставраторам надо платить прилично, чтобы не разбежались. А виновника сноса ШамунНаби, я надеюсь, сняли с работы? Это же неприемлемая безграмотнотность, приведшая к колоссальному ущербу для страны!

  2. Необходымо восстоновит Научно-методический Совет по прему работы после реставрационные работы обьектов культурного наследие. А то сейчась заказчик и принимающая строна в одном лице и от сюда здесь процветает коррупция, а качество работы очень низкие. Пример дом-музей Садриддина Айни в Самарканде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сотрудничество без границ для создания более безопасного будущего детей

Узбекистан принимает первый Международный форум уполномоченных по правам ребенка стран Центральной Азии. Уполномоченный по правам ребенка Олий Мажлиса Республики Узбекистан,...

Больше похожих статей