back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Посвящается любви двух творцов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Посвящается любви двух творцов

Речь идёт не просто о творческих личностях, а о семейных парах людей, посвятивших свою жизнь служению литературе. В других сферах их немало, особенно среди театральных и киноартистов, встречаются таковые и в науке. Но крайне редки они среди писателей и поэтов. Назову их. Это, прежде всего, латышские писатели – Ян Райнис и Аспазия – две яркие звезды первой величины начала 20 века. Это маститый украинский прозаик и драматург Александр Корнейчук и польская писательница Ванда Василевская, которых на совместную жизнь благословил сам Сталин. Пожалуй, всё. Я не говорю о страстной любви французской романистки Жорж Санд и польского гения пианиста и композитора Фредерика Шопена, либо Александра Фадеева и Народной артистки Ангелины Степановой. Список можно продолжить, но то были «смешанные» пары, в которых писателем была лишь одна сторона.

А вот нашему Узбекистану «повезло» вдвойне – огромная всепоглощающая любовь связывала Хамида Алимджана и Зульфию, которые прожили вместе всего лишь 9 лет, но после трагической гибели мужа супруга прожила ещё 52 года, больше не выходя замуж и продолжая творить. Своей верностью она напоминала Нину Чавчавадзе – дочь поэта Александра Чавчавадзе и жену автора «Героя от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, которая более 30 лет оставалась преданной своему выдающемуся избраннику. Она была признана «Чёрной розой Тбилиси», и всю свою оставшуюся жизнь (до смерти от холеры) посвятила лишь памяти, хотя она, наверняка, обладала поэтическим даром. Об этом свидетельствует надпись на постаменте могилы Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Говорят, что в семье может быть лишь один гений, а удел второго — жить в его тени. Однако бывает и по-другому. Зульфия избрала свой путь – она растила дочь и сына, писала ностальгические и лирические стихи и активно занималась общественной деятельностью, в частности, воспитанием молодых поэтесс. Благороднейшая судьба! О ней знают все узбекистанцы и далеко за пределами нашей республики.

Гораздо менее известна ещё одна литературная чета: Саид Ахмад и Саида Зуннунова – видные представители узбекской литературы середины и конца ХХ века. В их жизни были также драматические страницы и, наоборот, Саида Зуннунова ушла в «мир иной» гораздо раньше своего популярного и признанного супруга. Он стал Народным писателем и Героем Узбекистана, заслуженным деятелем искусств республики, кавалером ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена Дружбы. Это впоследствии, а в начале 50-х годов прошлого столетия ему пришлось испытать тяготы ссылки в Казахстан, которая оказалась проверкой любви двух литераторов.

Читателей, как правило, интересуют подробности не только творческой, но и частной жизни известных людей, поэтому было вполне понятно и обоснованно стремление нашего классика Шухрата Аббасова, ещё 10 лет тому назад задумавшим раскрыть «белые пятна» в биографии двух знаменитостей. Основывался он, прежде всего, на воспоминаниях единственной дочери С.Ахмада и С.Зуннуновой Нодиры Хусанходжаевой, облекших затем форму сценария.

Задумку удалось осуществить только в прошлом году старшему сыну Шухрат-аки Нозиму Аббасову, который вложил свой недюжинный талант и жар сердца в новую сложно-постановочную картину «Саид билан Саида» (Саид и Саида). Художественным руководителем явился писатель и сценарист Эркин Агзам.

На днях в рамках Конференции по итогам прошедшего киногода фильм был представлен широкой публике. Что в краткой форме хотелось бы в этой масштабной киноленте? Да, Нозим вновь подтвердил, что уже и сам является зрелым постановщиком, что он умеет подбирать интересных актёров, что ему удаются массовые сцены, драматические коллизии, столкновения характеров, воссоздание многих примет быта и настроения «сталинской» эпохи. В унисон с ним выкладывались в съёмках оператор- постановщик. Дильмурод Турдибоев, художник- постановщик. Анастасия Рейм, композитор Дмитрий Янов-Яновский.

Фильм снят на киностудии «Синема Сервис» по заказу «Узбеккино».

Удачными были исполнители главных ролей Эркин Бозоров и Шахло Темирова. Можно немало говорить и о других достоинствах фильма.

Но, к сожалению, нельзя не упоминать и о явных просчётах картины. Поскольку картина носит биографический характер (герои названы своими именами!), то надо было бы быть гораздо точнее и объективнее в оценках других исторических персонажей. Так, одной из наиболее зловещих фигур в картине выступает женщина с депутатским значком – одна из руководителей Союза писателей. Такой ранг в то время мог принадлежать лишь Зульфие, и много позже – Халиме Худайбердыевой. Непонятны и другие окружающие героев литераторы – жалкие и лицемерные. Саиду Зуннунову якобы абсолютно игнорировали, лишали возможности творить и издаваться. Между тем, именно в 50-е годы были изданы сборники её стихов «Новые стихи» (1950), «Долина цветов» (1954), а также сборники её повестей и рассказов «Гульбахор» (1956), «Новый директор» (1957), «Гулхан» (1958). Завидная участь!

Авторы нафантазировали слишком много. Это и излишняя героизация ведущих персонажей, это и явный перебор в показе тюремной действительности – к примеру, с заметно расстроенной психикой русский старшина якобы поджигает закрытый тюремный корпус, обрекая сотни арестантов на гибель от пожара. Такое позволяли себе лишь фашисты и их приспешники в Белоруссии, Украине и Прибалтике. С другой стороны, старшину поправляет майор – узбечка с боевым орденом на груди и планками других орденов и медалей. Да если бы такая узбечка действительно была, то уж наверняка она бы возглавляла республиканский военкомат, или работала бы в командных органах, а не пылилась бы в далёких карагандинских степях и шахтах. Японские военнопленные отнюдь не сидели вместе с уголовниками и политическими (равно как и немецкие) –это было запрещено. У сожалению, продолжать можно долго.

И вообще – вольности позволительны, если хотя бы чуть изменить имена и фамилии главных героев, тогда можно сполна отдаваться вымыслам и игре воображения. Кстати, названные герои в жизни были отнюдь небезупречными, о чём свидетельствуют их коллеги по литературному цеху (например, Шукрулло). Саид Ахмад был обласкан всеми властителями, начиная от Сталина и кончая Исламом Каримовым, в годы правления которого и скончался, дожив до глубокой старости.

Ладно, история когда-нибудь разберётся, но во-многом талантливая картина Аббасова может сыграть достаточно определяющую роль. Надо быть осторожнее.

Аъло Ходжаев, кандидат философских наук..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В парке Yangi Oʻzbekiston прошёл финал студенческих забегов Talaba Yugur

22 и 23 ноября 2024 года парк Yangi Oʻzbekiston стал центром масштабного спортивного события — финального этапа студенческих забегов...

Больше похожих статей