back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Человек – праздник!

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Человек – праздник!

Счастлива страна, в которой имеются предприятия, которые прославляют её далеко за пределами в течение долгих десятилетий.
В Узбекистане к таковым брендам смело можно отнести Республиканский специализированный Центр хирургии имени В.В.Вахидова. В народе он больше известен как Ташкентский Институт грудной хирургии.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что если спросить у любого врача, имеющего отношение к этому прославленному медицинскому учреждению — какими конкретными людьми прославлен этот коллектив, то ответ будет однозначен: прежде всего основателем и многолетним руководителем этого Центра академиком Васитом Вахидовым, а затем Заслуженным деятелем здравоохранения Узбекистана, доктором медицинских наук, выдающимся ученым, клиницистом, входившим в семерку лучших кардиохирургов стран СНГ, Дарвином Гулямовым. И это несмотря на то, что среди заслуженных врачей были и есть бывшие министры академик Феруз Гафурович Назыров, Абдулла Худайбергенов, доктор медицинских наук мой однокашник Юрий Калиш и десятки других, составляющих гордость хирургической науки и практики нашей республики.

Поскольку мне выпала высокая честь поделиться своими мыслями об этом, не побоюсь громкого и обязывающего определения, уникальном человеке, то я попытаюсь воссоздать наиболее определяющие свойства этой неповторимой Личности.

Начну, так сказать, с генезиса, с исходных данных, безусловно сказавшихся в его жизни, в его мироощущении и поведении. Сын прекрасных родителей – Бахри-опы и Садыкжон-аки – он беззаветно любил их и гордился ими. И было за что! Садык-ака, — крупный государственный деятель республики, как мне помнится, был настоящим эпикурейцем, человеком широкой души и мажорного склада характера. А его жена Бахри Гулямовна, младшая и любимая сестрёнка великого Гафура Гуляма, — была человеком истинно интеллигентным, высокообразованным и высококультурным, в то же время сохранившим в себе все лучшие ментальные качества женщины – узбечки. Она пользовалась огромным авторитетом и уважением среди окружающих, особенно среди творческой общественности. У них была многодетная семья, но каждому из сыновей и дочерей – Рустаму, Фариде, Бехзаду, Малике и Нодире хватало любви, ласки и внимания. И всё же, наверное, старший сын Дарвин занимал особое место, да и талантлив был по особенному.

Сказались и гены, и воспитание родителей, и дружба, тесное общение с двоюродными братьями — Рамузом Агзамовичем Алимовым и Улугом Гафуровичем Гулямовым — также личностями, абсолютно неординарными, не похожими ни на кого. Старший из них — Рамуз-ака — был, так же как и Дарвин-ака, хирургом, причём блистательным, но по жизни — удивительно скромным и сдержанным. А Улуг-ака — представитель совершенно другой сферы — физической науки, крупный учёный и организатор, академик, директор института ядерной физики. При всей своей популярности, все трое ощущали особое наслаждение и душевный уют именно в общении друг с другом. Когда они собирались вместе, а это был достаточно регулярно, то просто фонтанировали шутками, приколами, анекдотами, безудержным весельем — они умели отрываться и отдыхать.

А как они пели! Улугака — всё больше узбекские народные песни и макомы «а ля Юнус Раджаби», а Дарвин-ака, обладающий тонким музыкальным слухом, прекрасным баритоном (ему помешали поступить на вокальное отделение Московской консерватории) — арии из классических опер «Набукко», Аида», «Риголетто».

Умные, эрудированные, тонкие — эти «3 мушкетёра» всегда привлекали к себе всеобщее внимание, по-доброму завистливое.

Но поскольку моя сегодняшняя задача — охарактеризовать Дарвина Садыковича, вернусь к его биографии, к особенностям его личной персоны. Он родился 15 февраля 1929 года в Ташкенте. В первый класс школы он пошёл уже в Москве, куда на учёбу переехали его родители. Но через несколько лет Усман Юсупов убедил его отца вернуться в Ташкент, где остро ощущалась нехватка в образованных кадрах. Здесь Дарвин окончил школу и в 1946 году поступил в Медицинский институт. По окончании вуза, он связывает всю свою последующую трудовую деятельность с Институтом Грудной Хирургии. Он стал одним из первых учеников В.В.Вахидова, обратив на себя внимание способностями в области медицины, свободным общением на двух языках и высокой степенью эрудированности.

Человек – праздник!

В 1965г. Дарвин Садыкович защищается на степень Кандидата медицинских наук и В.В.Вахидов направляет его в очную аспирантуру в Институт им. А.В.Вишневского в Москву для стажировки в области сердца (до этого он специализировался в области легких). Защита его диссертации на степень доктора медицины прошла настолько удачно, что его награждают медалью имени Вишневского. При возвращении, Дарвин Садыкович с головой окунается в организацию отделения кардиохирургии. Он практикует сам, на его счету тысячи операций. К тому же он ведёт плодотворную научную деятельность — автор более 400 работ, двух монографий, он получил почётное звание Заслуженного Изобретателя Республики Узбекистан. Вклад его в развитие практической медицины, науки, воспитания кадров переоценить трудно. Но такая полная самоотдача не могла не сказаться на состоянии его здоровья. Увы, в 2001 году Дарвин Садыкович скончался от сердечной недостаточности.

Вспоминая его, хочется подчеркнуть, что это был очень яркий человек, яркий и по своим дарованиям и, самое главное, по отношению к жизни. Откровенный жизнелюб, но не в банальном смысле этого слова, он любил жизнь во всей её реальной полноте и многообразии. Она была для него полноценной лишь когда он ощущал связь с другими людьми, был в органичном общении с ними.

Справедливо говорят, что лицо человека, его глаза — это зеркало души. Дарвин-ака покорял с первой встречи своим лучистым взглядом, своей обаятельной приветливой улыбкой, доброй шуткой, готовностью не только выслушать твои проблемы, но тут же включиться в их разрешение, своей открытостью, душевной щедростью.

Он обладал невероятно редким умением дарить частичку своего сердца каждому, с кем общался. Его оптимизм был заразителен.

Он был истинно харизматическим лидером. Всегда в центре внимания, всегда с людьми, причём людьми интересными, неординарными. Ему было дано так много всего, что, видимо, не хватило высшей щедрости на здоровую старость.

Как нам его не хватает! Его юмора, доброты, теплоты, внимания.

Пытаюсь выделить его главные человеческие черты, и вновь подпадаю под магию налетающих на меня воспоминаний. Это оттого, что он был невероятно талантлив в любом деле, за которое брался и, если брался, то всегда с охотой, отдавая всего себя. Мне кажется, что, если бы он был односторонне талантлив, то был бы профессионалом высшей марки только в своей области. Но судьба решила иначе, отнеся его к счастливому числу людей, разделяющих убеждение Антуана де Сент-Экзюпери, что самое большое богатство — это роскошь человеческого общения. Вот на этой «Земле людей» он был неповторим. Нас всех тянула к нему необъяснимая сила. Он умел очаровывать людей живостью своего характера и неподдельной искренностью. Его внимательный, с искринкой, взгляд, его подкупающая улыбка никого не оставляли равнодушным.

Эффектный и артистичный. Иной раз трудно было понять, когда он шутил или говорил серьёзно. Анекдот из его уст выглядел реальной историей, свидетелем которой ему довелось быть.

Меня связывало с Дарвином Садыковичем не только родственное общение. Крайне редко, иной раз, он обращался ко мне, как к секретарю Ташкентского обкома партии, а затем как к руководителю киностудии «Узбекфильм» с различными просьбами. Но просил всегда в интересах дела, которому служил. К примеру, оказать содействие в обеспечении Центра дефицитной плёнкой. И всегда делал это подкупающе просто и уверенно — думаю, что никто и никогда не мог ему отказать.

Он любил всё красивое, особенно в женщина, не случайно и его супруга, и его дочери – очаровательны. Его цветастые комплименты, его смачные поцелуи вызывали у всех представителей прекрасного пола чувство эмоционального подъёма и радости.

Человек – праздник!

Он вообще был мастером привносить радость и хорошее возбуждение в любую компанию, при любых встречах. Удивительный человек!

Что остаётся в памяти о людях, ушедших в мир иной? Говорят, что память – вещь нематериальная. Не согласен! Импульсы нашего мозга, нашего сердца излучают тонкую энергию, связанную с этими людьми, и она, эта энергия, воссоздаёт образы прошлого. Хочется верить, что эти импульсы ощущают сами ушедшие.

Считается, что с уходом одного человека вся Земля меняется, причем меняется по-разному. Если Землю покинул негодяй, то Земле, а значит и нам с Нею, должно становиться лучше. Но если Землю навсегда покидают такие замечательные люди как Дарвин Садыкович Гулямов, то мир явно становится беднее, скучнее и опустошённее. Боюсь, что заменить его просто невозможно!

Человек – праздник!

И возникли стихи.

Дарвин-ака — талантливый и страстный,
С харизмой и улыбчивым лицом.
И внутренне и внешне он прекрасен,
Рождённый быть хирургом и певцом!

Он жил в своём неповторимом ритме,
Поклонник женщин, красоты, вина,
Был баловнем судьбы, был сибаритом,
Вкушающим соблазны все сполна.

В нём клокотал могучий темперамент,
И скука не могла ужиться с ним.
Имел в палитре жизни свой орнамент,
А потому и был незаменим.

Его друзья, соратники и дети
Нуждались в нём — источнике тепла.
Покуда живы мы на этом свете,
Живут его мечты, его дела!

О нём не скажешь: «Он прошедший, давний»,
Всегда он уникален, экстра-класс!
В нём эксклюзивно даже имя — Дарвин.
Он Был,
Он Есть,
Он Будет среди нас!

А. ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей