back to top
-1.1 C
Узбекистан
Пятница, 19 декабря, 2025

Влюблённый в Туркестан. Жизнь и странствия Николая Каразина — художника, писателя, солдата. Глава первая

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,090ПодписчикиПодписаться
Влюблённый в Туркестан. Жизнь и странствия Николая Каразина - художника, писателя, солдата. Глава первая

Вместо предисловия

Впервые я встретил упоминание о своём герое, когда искал материалы для очерка о первом русском исследователе Туркестанского края, Николае Северцове. Они оба участвовали в военно-географической экспедиции 1874 года по Аму-Дарье. Небольшая заметка в восемнадцатом номере журнала “Нива” за тот год сообщала: “В скором времени назначен, как сообщают в “Русс. Инв.” выезд из С.-Петербурга некоторых членов командируемой в Аму-Дарьинский Край учёной экспедиции, именно Генерального Штаба полковника Столетова, доктора Морева, художника Каразина и других”. Тогда же, впервые увидев рисунки Николая Николаевича, привезённые им из этого похода, стал искать другие его работы, и был поражён одним обстоятельством. Каразин писал в том же жанре, что и Верещагин, освещая с помощью кисти сцены движения Российской империи в Среднюю Азию. Более того оба художника участвовали в Самаркандском походе Кауфмана и оставили об этом эпизоде воспоминания и целую серию живописных полотен. Однако, в отличии от Верещагина получившего мировую известность, Каразин был вычеркнут из списка выдающихся деятелей эпохи и абсолютно забыт в советский период, хотя на мой взгляд, талант его как художника, если не выше, то уж точно не ниже своего знаменитого собрата. Обладая к тому же незаурядным писательским талантом, Николай Каразин явился первым в России военным корреспондентом-иллюстратором, пером и кистью запечатлев художественные образы российской Туркестанской эпопеи.

Позднее Николай Николаевич появился в моём довольно обширном материале посвящённом истории “Большой игры”. В главе, в которой как раз описывался Самаркандский поход русских войск.
Думаю, пришло время подробнее рассказать об этом выдающемся человеке — художнике большого многогранного таланта.

Глава первая

Родился Н. Н. Каразин на территории нынешней независимой Украины, в родовом поместье Кручик Харьковской губернии. Случилось это 27 ноября 1842 года. В этот же день, по причудливой иронии судьбы, в городе Николаеве скончался его знаменитый дед — выдающийся учёный, просветитель и государственный деятель, основатель Харьковского университета и учредитель министерства народного просвещения России, друг А. Н. Радищева и В. А. Жуковского — Василий Назарович Каразин. Александр Герцен, лично его знавший так писал об этом человеке: “Неутомимая деятельность Каразина и глубокое, научное образование его были поразительны: он был астроном и химик, агроном, статистик, не ритор, как Карамзин, не доктринер, как Сперанский, а живой человек, вносивший во всякий вопрос совершенно новый взгляд и совершенно верные требования”.

Летом 1904 года, в честь столетия Харьковского университета перед его зданием был установлен памятник Василию Каразину, который, к счастью, стоит и по сию пору. Любопытна надпись на его боковой стороне. Это выложенная медными буквами цитата самого Каразина, и сегодня звучащая весьма актуально: “Блажен уже стократно, ежели случай поставил меня в возможность сделать малейшее добро любезной моей Украине, которой пользы столь тесно сопряжены с пользами исполинской России”.

Славен был и прадед Николая – Назар Александрович Каразин, бывший одно время фаворитом Екатерины II. Но прославился он конечно не этим званием “вельможи в случае”. В 1767 году, Россия находилась на грани войны с Оттоманской империей – которая, впрочем, вскоре и началась. Назар Каразин, являвшийся опытным военным инженером, знающий греческий, болгарский, сербский и турецкий языки, был отправлен в Турцию с разведывательной целью – получить информацию о вражеских военных укреплениях, в первую очередь крепостей. Отрастив бороду и переодевшись монахом, он отправляется в свою тайную экспедицию, прихватив с собой бочонок воды. Бочонок был с секретом, в нём под фальшивым дном были спрятаны бумаги и чертёжные инструменты.

Проникнув вглубь Турции, разведчик сумел осмотреть и скопировать военные укрепления будущего противника. Однако в Андрианополе при очередной зарисовке какого-то бастиона был схвачен и разоблачён, успев спрятать свой бочонок. Назара Каразина ожидала казнь – смерть на колу, но фортуна была благосклонна к разведчику: он сумел совершить побег. Помогли ему арнауты – православные албанцы, вместе с ним ушедшие в Россию. Участвуя в разразившейся вскоре войне Каразин показал себя храбрым воином (отряд под его командованием с боем взял Бухарест, принадлежащий в то время Турции), за что и был пожалован императрицей чином полковника и поместьями в Харьковской и Московской губерниях.

Фамилия Каразин имеет греческие корни и происходит от древнего рода Караджи. Один из его представителей — Григорий Караджи был софийским архиепископом в Болгарии. В царствование Петра I семейство Караджи переселилось в Россию. Сын Григория Александр предпочёл не духовную, а военную карьеру и при поступлении на службу записал свою фамилию как Каразин, звучащую более привычно для русского уха. Так Караджи стали Каразиными.

Знаменит был и прапрадед Николая по материнской линии – Иван Иванович Голиков, выдающийся историк, автор монументального труда “Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам”.

Влюблённый в Туркестан. Жизнь и странствия Николая Каразина - художника, писателя, солдата. Глава первая

Совершенно очевидно, что художественный талант и тягу к путешествиям Каразин генетически унаследовал от своих великих предков. Развитию дарования сына всячески способствовала и мать будущего художника и писателя, поощряя рано проявившийся интерес сына к творчеству. Ещё один исторический факт: отчим бабушки Николая по отцовский линии, Егор Иванович Бланкеннаген, в 1794 году совершил путешествие в Хивинское ханство, куда спустя почти 30 лет отправится и Николай Каразин. Очевидно в детстве маленький Коля прочитал записки об этой экспедиции, да и бабушка, возможно, рассказывала о путешествии своего отчима и таинственный Туркестан с малых лет поманил мальчика, став его волшебной мечтой.

Сыновья дворян в то время должны были обязательно получить военное образование, и Николай поступил во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году был выпущен офицером в Казанский драгунский полк.

Через год после начала службы молодого офицера в Польше, входившей в то время в состав Российской империи, вспыхнуло восстание, на подавление которого были брошены войска. В дополнение к шести пехотным и трем кавалерийским дивизиям Варшавского военного округа в Царство Польское были срочным порядком введены дополнительные силы. В их числе находился и полк, где к тому времени проходил службу Николай Каразин. Здесь юноша получил свой первый боевой опыт и первые награды: “за отличие в делах с польскими мятежниками 21 и 22 октября 1863 г. близ местечка Порецка» он был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью: “За храбрость”.

Однако несмотря на успешное начало военная карьера не привлекла Николая – богиня Минерва, покровительница художников, позвала юношу за собой. Он уходит из армии в чине штабс-капитана и в 1865 году подаёт прошение о зачислении его в императорскую Академию художеств в Петербурге. Прошение было удовлетворено и 6 октября 1865 года Николай Каразин становится вольноприходящим учеником академии.

Здесь он жадно набирается опыта художника-баталиста, обучаясь у академика Богдана Павловича Виллевальде. К сожалению, учёба для Николая через год закончилась. Виной этому явился дерзкий нрав юноши. Вот что о случившемся рассказала художница Александра Петровна Шнейдер – многолетний друг Николая Николаевича: “На их курсе была задана тема из Библии: “Посещение Авраама тремя ангелами”. Каразин трактовал ее реально: нарисовал палатку, трех странников, сидящих у стола, Сарру прислуживающую и Авраама, беседующего с ними.

За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке (он уже издали увидел эту надпись, проходя по выставке к своему рисунку): “Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения — крыльев?”. Каразин немедленно схватил карандаш и написал: “Потому что считал Авраама догадливее академиков и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие”. За что и был немедленно в 24 часа исключен из академии. Маленький набросок этой картины долго у нас сохранялся…”.

Расставшись с Академией художеств, Николай возвращается в армию. К богине Минерве присоединился бог войны Марс и две дороги – дорога солдата и дорога художника слились в одну, на всю жизнь определив судьбу Николая Каразина. В чине поручика пятого Туркестанского линейного батальона юноша отправляется в Туркестан, где только что было создана новая территориальная единица Российской империи – Туркестанское генерал-губернаторство. “Этот совершенно неизвестный тогда мир и его изучение было постоянной моей мечтой, и вот эта мечта осуществилась”, — писал Каразин в своих воспоминаниях.

Новый край необходимо было благоустроить и на окраину империи хлынули “тысячи чиновников с их семьями, с чадами и домочадцами на новые места — нового служебного назначения”.

Влюблённый в Туркестан. Жизнь и странствия Николая Каразина - художника, писателя, солдата. Глава первая

Н. Н. Каразин. Караван плотничьей артели в степи, направляющейся в Ташкент

Кроме солдат, чиновников, другого служивого люда, из глубин России к новым землям потянулись и рабочие артели с семьями и своим немудрённым хозяйством. И всё это становится темой для Каразина. В популярном журнале “Нива” появляются первые туркестанские рисунки пока ещё неизвестного широкой публике художника вызвавшие большой интерес. Одна из таких работ называется “Караван плотничьей артели в степи, направляющейся в Ташкент”. В ней художник изобразил переселенцев, медленно движущихся по песчаной дороге на верблюдах, впряжённых в повозки по “Скорбному пути”. Именно так назвал дорогу от Оренбурга до Ташкента Каразин в своём очерке. Что ждёт их на новом месте? Беды и лишения или земля обетованная? Они не ведают.

Не знал приближаясь к Ташкенту, что его ждёт и Николай Каразин.

Продолжение следует

В. ФЕТИСОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Парламенты усиливают свою роль по противодействию дискриминации женщин

18 декабря 2025 года в Женеве состоялся онлайн «круглый стол», организованный Межпарламентским союзом (МПС) при поддержке Управления Верховного комиссара...

Больше похожих статей