На вопросы Владимира Парамонова, руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» отвечает известный ученый и аналитик Рустам Бурнашев.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Рустам Бурнашев (Узбекистан), кандидат философских наук, профессор Казахстанско-немецкого университета (Казахстан): очевидно, что я не смогу обозначить все сложности развития стран ЦА. Моя компетентность, как и компетентность любого другого специалиста, ограничена. Остановлюсь только на том сегменте, который изучаю специально. А этот сегмент связан с вопросами безопасности.
Итак, по моему мнению, основные сложности на пути развития стран ЦА в сфере безопасности связаны с их структурными особенностями: все они могут быть оценены как слабые государства, а в некоторой степени — даже как государства демодернизирующиеся. Так, ключевой особенностью слабых государств является отсутствие целостности властного поля, его фрагментированность. Структура власти в слабых государствах строится не по схеме «центр — периферия», а предполагает множественность конкурирующих центров. Каждая социальная группа (этническая, религиозная, группа влияния), выступающая как один из множества центров власти, стремится повысить собственную безопасность, что воспринимается другими группами как вызов или угроза их безопасности и, соответственно, порождает ответные действия.
Иначе говоря, рост безопасности одной социальной и властной группы производит небезопасность в системе в целом. Поскольку режим в слабых государствах представляет одну из социальных групп, любая его попытка укрепить собственную безопасность или даже установить эффективное государственное управление провоцирует вызовы для власти со стороны влиятельных социальных групп, сопротивление и дальнейшее расшатывание институциональной основы государства. Известный специалист-международник Брайан Джоб описывает такую ситуацию как дилемму небезопасности, которая в итоге может рассматриваться в качестве основной проблемы стран ЦА с точки зрения вопросов безопасности.
Еще один проблемный момент — излишнее акцентирование в странах ЦА на безопасности. Многие вопросы, которые могут рассматриваться и решаться в нормальном, политическом поле, здесь позиционируются как угрозы, то есть рассматриваются исключительно в контексте безопасности. Это приводит к тому, что для их решения начинают приниматься экстраординарные меры, зачастую с трансформацией или даже нарушением правовых и политических норм. Например, излишне секьюритизируются вопросы, связанные с деятельностью политической оппозиции, некоторых религиозных групп, международных фондов. Все эти факторы мешают нормальному развитию стран.
Вторая часть Вашего вопроса, по моему мнению, гораздо проще: поскольку государства ЦА слабые, то их влияние не выходит за рамки их границ. Более того, все страны региона разделяют «вестфальские» нормы современной системы международных отношений, что обеспечивает их защищенность от традиционных угроз безопасности со стороны друг друга и соседних государств. Таким образом, в настоящий момент я не вижу сложностей во взаимоотношениях между странами ЦА, которые можно было бы обозначить как «проблемы».
В.Парамонов: Рустам Ренатович, очень интересный взгляд. Понятно, что он основан на глубоком изучении вопросов безопасности. Это заставляет серьезно задуматься и по-иному взглянуть на многие аспекты современной жизни региона. Тем не менее, есть и второй вопрос: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать обозначенные проблемы?
Р.Бурнашев: решения внутренних проблем безопасности стран ЦА, на мой взгляд, «лежат» в изменении структуры власти и модернизации. Фактически можно говорить о необходимости их революционной трансформации в либерально-демократическом направлении. Поскольку, по моему мнению, мы не имеем межгосударственных проблем, то их решения и не требуется. Однако, позволю отметить, что возврат стран ЦА к модернистскому варианту развития существенно снизит те барьеры, которые имеются на пути сотрудничества между этими государствами.
В.Парамонов: спасибо за Ваши ответы!