back to top
29.8 C
Узбекистан
Вторник, 8 июля, 2025

Фирудин САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,660ПодписчикиПодписаться
Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои и музыкальная общественность столицы отмечают 85-летний юбилей народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии, профессора Государственной консерватории Узбекистана, выдающегося оперного режиссёра Фирудина Сафарова.

К юбилейным торжествам театральные коллективы традиционно готовят праздничные концертные программы, в которых участвуют официальные лица, руководители и артисты городских театров. Известный как режиссёр-новатор, юбиляр выразил пожелание подарить ему и зрителям не концерт, а одну из любимых своих постановок – оперу Дж. Верди «Аида». Показ бессмертного произведения итальянского композитора в постановке юбиляра объявили на 17 ноября, и сотни поклонников оперы собрались в зале, чтобы поздравить ветерана с знаменательным событием и вместе с ним вновь насладиться грандиозным спектаклем. Безусловно, были и официальные поздравления в начале вечера, цветы, слова признания в адрес юбиляра от деятелей культуры Узбекистана и Азербайджана, ведь своим творчеством он скрепляет искусство наших народов.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Фирудин Сафаров отдал оперной сцене Узбекистана 41 год своей жизни. Родился в 1933 году в Баку, окончил Азербайджанскую государственную консерваторию, затем — факультет оперной режиссуры Ленинградской государственной консерватории. Получив диплом, вернулся в родной Азербайджанский Государственный театр оперы и балета имени Ахундова, стал главным режиссером, автором оперных постановок «Кероглу», «Лейли и Меджнун» Гаджибекова, «Пиковая дама» Чайковского, «Оптимистическая трагедия» Холминова, «Ван Гог» Кодаллы. В 1977 году был приглашен в Ташкент на должность главного режиссера ГАБТ имени Навои, где бессменно служит искусству до сего дня.
В творческом багаже Фирудина Сафарова более 60 оперных спектаклей: «Петр I» А. Петрова (опера удостоена Государственной премии Узбекистана), «Огненный ангел» Прокофьева, десятки классических опер из сокровищницы мировой музыкальной культуры, оперы узбекских композиторов — «Проделки Майсары» Юдакова, «Буран» Ашрафи и Василенко, «Омар Хайям» Бафоева, «Сердце матери» Рахимова, «Садокат», «Хивинский орден» Абдуллаева, «Царь зверей» Мансурова, «Оркестр» Янов-Яновского и многие другие. А ещё – десятки праздничных концертов, том числе — в рамках «Дней литературы и искусства Узбекистана» в Азербайджане, России, Украине, Таджикистане.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Кроме режиссуры профессор многие годы вёл занятия на кафедре оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана. Он и общественный деятель – член Координационного совета азербайджанцев мира. Имеет немало наград, в ряду которых узбекистанский орден «Буюк хизматлари учун» и азербайджанская медаль «Тарагги» («Прогресс»).

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Представители министерства культуры Азербайджана вручают юбиляру записи азербайджанских мугамов

Несмотря на огромный опыт и заслуги, мэтр оперной сцены волнуется перед каждым показом своих спектаклей. Не стала исключением и «Аида», не случайно выбранная им для юбилея. В беседе перед юбилейными торжествами Фирудин Саттарович признался:

— Я счастлив, что многие годы занимаюсь любимым делом. Обычно стою в кулисах, руковожу спектаклем. В этот праздничный для меня день увижу всю постановку из зала — вместе со зрителями. Я провел насыщенную событиями жизнь, поставил десятки опер. «Аида» из особенных. Она, как известно, написана по официальному случаю: заказана к открытию Суэцкого канала в 1871 году. Гений композитора сделал своё дело, и опера стала одной из самых популярных на мировых сценах.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Решиться на постановку, которая не уступала бы постановкам мирового уровня, — задача не из простых. «Аиду» ставят по-разному. К примеру, Франко Дзеффирелли, известнейший режиссер, который работал с выдающимися оперными исполнителями ХХ века и ставил фильмы, представил свою версию как постановку времен самого Верди в небольших итальянских театрах.

Мне не хотелось идти проторенным путём и слепо следовать канонам классики. Я всегда подходил к своим постановкам как исследователь музыки, искал новые формы её раскрытия в опере. Да и критерии в опере изменились – зрители ждут ярких образов, которые согласуются с их чувствами. Современный зритель, на мой взгляд, не приемлет облегченного толкования жизни, и потому постановщикам и артистам нужно искать и открывать все новые и новые пласты в любом оперном произведении. В этом жанре искусства, в котором синтетически слиты музыка, драматургия, вокал, балетные сцены, проводится глубокое исследование человеческой души, и режиссёр имеет возможность подвести зрителя к размышлениям о вечных вопросах бытия, подчинив вокал актерским задачам.

В чём новизна моей постановки? Я старался показать чувства Радамеса к своей возлюбленной. Всегда задумывался, почему в этой опере они больше показаны в музыке, а не в действии? Решил на теме вступления в первой же картине показать встречу Радамеса с Аидой. Нигде не видел такого решения – я придумал, сочинил сцену первой встречи героев. Потому Радамес поет не сам себе, как обычно в других театрах, он поёт Аиде, посвящая ей свои слова и чувства. Она на сцене — рядом, а не только в музыкальной теме, и это выглядит убедительно. Он посвящает ей свои чувства, и эта первая встреча раскрывает чувства Радамеса не к Амнерис, а к Аиде. Это очень важно.

Я не стал сажать героя в клетку, сделал открытое подземелье, в котором его избивают стражи – этого нет в других постановках. Радамес встречается с Амнерис, затем с Аидой, и влюбленные пробиваются вверх, тянутся друг к другу, их руки соприкасаются. Любовь побеждает всё, она бессмертна. Впервые я вывел Амнерис в зал – это тоже новое. Она перед дирижёром видит всю сцену осуждения Радамеса на площади. Зрители чувствуют все её эмоции, сопереживают ей.

Кроме того я старался передать масштабность сцены на площади. И в 6-й, финальной картине тоже новшество. В мировой практике эта сцена проходит в склепе.

Любовь – это главное чувство, оно будет жить вечно и проявляться во все века во всём многообразии. Во всех постановках я воспеваю любовь и раскрываю через её грани судьбы персонажей. Даже в сложнейших условиях Радамес и Аида прославляют своё чувство.

Сила любви руководит и мною — это любовь к жизни, людям, своему творчеству, близким. В молодые годы я полюбил прекрасную женщину и певицу Франгиз Ахмедову. Оперная
прима, она понимала значение творческого роста и поддерживала меня на этом пути. Сама не мыслила жизни без искусства: пела ведущие сопрановые партии в классических и национальных операх, заслужила высокое звание народной артистки бывшего Союза, правительственные награды. У нас тоже были препятствия, которые мы преодолевали. И любовь пронесли через всю жизнь.

Безусловно, зрителей привлекает в оперных спектаклях зрелищность, соединение музыки и вокала, драматургия, сценография. И, конечно, мир чувств, понятный и близкий современности. Выявляя тонкие смысловые нюансы, заложенные в музыкальной ткани оперы, я стараюсь подчеркнуть наиболее драматические, острые моменты, создавая единую цепь эмоционального воздействия на публику.

Интервью в антракте

Опера – это моя жизнь. Классические оперы перекликаются с современностью. Общечеловеческие идеи, поднимаемые ими, при постановке должны быть пронизаны острой творческой мыслью и положениями, созвучными нашим дням. Всегда стремился выстраивать концепцию своих постановок на этих позициях. И они объясняют интерес публики к опере. Опера – это не просто музыка и вокал, это глубокое исследование человеческой души, вовлечения зрителя в размышления о сущности бытия. Для меня главный критик – зритель. Ради него ставлю спектакли, добиваясь потрясения, желая пробудить его чувства и подвести к активной работе сознания. Режиссура, в моём понимании, должна строиться на качествах пылкого сердца, вдохновения, выражать накал страстей. Нужна способность слушать и слышать музыку — постановщик должен не просто фантазировать, а прочитывать музыкальную драматургию, помочь певцам распознать замысел композитора. Для этого надо глубоко знать историю театра, мыслить нестандартно, иметь способности к синтезу, передавать свои творческие импульсы артистам и помогать рождению у них вдохновения. Всё, что я воплощаю в постановках, вначале пропуская всю оперу через себя, стремясь вызвать у зрителя эмоции и желание размышлять.

Для меня жизнь – это арена, на которой идет беспрерывное противостояние тех или иных сил, личностей, событий. И на этой арене я жил и живу оперой.

Тамара Санаева
Видео автора
Фото Юрия Полянского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Центральная Азия снова просит воду из Сибири: вернется ли мегапроект СССР?

Изменение климата, рост населения и длительные засухи усиливают водный дефицит в Центральной Азии. Проблема выходит за границы региона, затрагивая...

Больше похожих статей