back to top
5.7 C
Узбекистан
Вторник, 11 ноября, 2025

Фирудин САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,890ПодписчикиПодписаться
Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои и музыкальная общественность столицы отмечают 85-летний юбилей народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии, профессора Государственной консерватории Узбекистана, выдающегося оперного режиссёра Фирудина Сафарова.

К юбилейным торжествам театральные коллективы традиционно готовят праздничные концертные программы, в которых участвуют официальные лица, руководители и артисты городских театров. Известный как режиссёр-новатор, юбиляр выразил пожелание подарить ему и зрителям не концерт, а одну из любимых своих постановок – оперу Дж. Верди «Аида». Показ бессмертного произведения итальянского композитора в постановке юбиляра объявили на 17 ноября, и сотни поклонников оперы собрались в зале, чтобы поздравить ветерана с знаменательным событием и вместе с ним вновь насладиться грандиозным спектаклем. Безусловно, были и официальные поздравления в начале вечера, цветы, слова признания в адрес юбиляра от деятелей культуры Узбекистана и Азербайджана, ведь своим творчеством он скрепляет искусство наших народов.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Фирудин Сафаров отдал оперной сцене Узбекистана 41 год своей жизни. Родился в 1933 году в Баку, окончил Азербайджанскую государственную консерваторию, затем — факультет оперной режиссуры Ленинградской государственной консерватории. Получив диплом, вернулся в родной Азербайджанский Государственный театр оперы и балета имени Ахундова, стал главным режиссером, автором оперных постановок «Кероглу», «Лейли и Меджнун» Гаджибекова, «Пиковая дама» Чайковского, «Оптимистическая трагедия» Холминова, «Ван Гог» Кодаллы. В 1977 году был приглашен в Ташкент на должность главного режиссера ГАБТ имени Навои, где бессменно служит искусству до сего дня.
В творческом багаже Фирудина Сафарова более 60 оперных спектаклей: «Петр I» А. Петрова (опера удостоена Государственной премии Узбекистана), «Огненный ангел» Прокофьева, десятки классических опер из сокровищницы мировой музыкальной культуры, оперы узбекских композиторов — «Проделки Майсары» Юдакова, «Буран» Ашрафи и Василенко, «Омар Хайям» Бафоева, «Сердце матери» Рахимова, «Садокат», «Хивинский орден» Абдуллаева, «Царь зверей» Мансурова, «Оркестр» Янов-Яновского и многие другие. А ещё – десятки праздничных концертов, том числе — в рамках «Дней литературы и искусства Узбекистана» в Азербайджане, России, Украине, Таджикистане.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Кроме режиссуры профессор многие годы вёл занятия на кафедре оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана. Он и общественный деятель – член Координационного совета азербайджанцев мира. Имеет немало наград, в ряду которых узбекистанский орден «Буюк хизматлари учун» и азербайджанская медаль «Тарагги» («Прогресс»).

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Представители министерства культуры Азербайджана вручают юбиляру записи азербайджанских мугамов

Несмотря на огромный опыт и заслуги, мэтр оперной сцены волнуется перед каждым показом своих спектаклей. Не стала исключением и «Аида», не случайно выбранная им для юбилея. В беседе перед юбилейными торжествами Фирудин Саттарович признался:

— Я счастлив, что многие годы занимаюсь любимым делом. Обычно стою в кулисах, руковожу спектаклем. В этот праздничный для меня день увижу всю постановку из зала — вместе со зрителями. Я провел насыщенную событиями жизнь, поставил десятки опер. «Аида» из особенных. Она, как известно, написана по официальному случаю: заказана к открытию Суэцкого канала в 1871 году. Гений композитора сделал своё дело, и опера стала одной из самых популярных на мировых сценах.

Фирудин  САФАРОВ: «Я живу оперой!»

Решиться на постановку, которая не уступала бы постановкам мирового уровня, — задача не из простых. «Аиду» ставят по-разному. К примеру, Франко Дзеффирелли, известнейший режиссер, который работал с выдающимися оперными исполнителями ХХ века и ставил фильмы, представил свою версию как постановку времен самого Верди в небольших итальянских театрах.

Мне не хотелось идти проторенным путём и слепо следовать канонам классики. Я всегда подходил к своим постановкам как исследователь музыки, искал новые формы её раскрытия в опере. Да и критерии в опере изменились – зрители ждут ярких образов, которые согласуются с их чувствами. Современный зритель, на мой взгляд, не приемлет облегченного толкования жизни, и потому постановщикам и артистам нужно искать и открывать все новые и новые пласты в любом оперном произведении. В этом жанре искусства, в котором синтетически слиты музыка, драматургия, вокал, балетные сцены, проводится глубокое исследование человеческой души, и режиссёр имеет возможность подвести зрителя к размышлениям о вечных вопросах бытия, подчинив вокал актерским задачам.

В чём новизна моей постановки? Я старался показать чувства Радамеса к своей возлюбленной. Всегда задумывался, почему в этой опере они больше показаны в музыке, а не в действии? Решил на теме вступления в первой же картине показать встречу Радамеса с Аидой. Нигде не видел такого решения – я придумал, сочинил сцену первой встречи героев. Потому Радамес поет не сам себе, как обычно в других театрах, он поёт Аиде, посвящая ей свои слова и чувства. Она на сцене — рядом, а не только в музыкальной теме, и это выглядит убедительно. Он посвящает ей свои чувства, и эта первая встреча раскрывает чувства Радамеса не к Амнерис, а к Аиде. Это очень важно.

Я не стал сажать героя в клетку, сделал открытое подземелье, в котором его избивают стражи – этого нет в других постановках. Радамес встречается с Амнерис, затем с Аидой, и влюбленные пробиваются вверх, тянутся друг к другу, их руки соприкасаются. Любовь побеждает всё, она бессмертна. Впервые я вывел Амнерис в зал – это тоже новое. Она перед дирижёром видит всю сцену осуждения Радамеса на площади. Зрители чувствуют все её эмоции, сопереживают ей.

Кроме того я старался передать масштабность сцены на площади. И в 6-й, финальной картине тоже новшество. В мировой практике эта сцена проходит в склепе.

Любовь – это главное чувство, оно будет жить вечно и проявляться во все века во всём многообразии. Во всех постановках я воспеваю любовь и раскрываю через её грани судьбы персонажей. Даже в сложнейших условиях Радамес и Аида прославляют своё чувство.

Сила любви руководит и мною — это любовь к жизни, людям, своему творчеству, близким. В молодые годы я полюбил прекрасную женщину и певицу Франгиз Ахмедову. Оперная
прима, она понимала значение творческого роста и поддерживала меня на этом пути. Сама не мыслила жизни без искусства: пела ведущие сопрановые партии в классических и национальных операх, заслужила высокое звание народной артистки бывшего Союза, правительственные награды. У нас тоже были препятствия, которые мы преодолевали. И любовь пронесли через всю жизнь.

Безусловно, зрителей привлекает в оперных спектаклях зрелищность, соединение музыки и вокала, драматургия, сценография. И, конечно, мир чувств, понятный и близкий современности. Выявляя тонкие смысловые нюансы, заложенные в музыкальной ткани оперы, я стараюсь подчеркнуть наиболее драматические, острые моменты, создавая единую цепь эмоционального воздействия на публику.

Интервью в антракте

Опера – это моя жизнь. Классические оперы перекликаются с современностью. Общечеловеческие идеи, поднимаемые ими, при постановке должны быть пронизаны острой творческой мыслью и положениями, созвучными нашим дням. Всегда стремился выстраивать концепцию своих постановок на этих позициях. И они объясняют интерес публики к опере. Опера – это не просто музыка и вокал, это глубокое исследование человеческой души, вовлечения зрителя в размышления о сущности бытия. Для меня главный критик – зритель. Ради него ставлю спектакли, добиваясь потрясения, желая пробудить его чувства и подвести к активной работе сознания. Режиссура, в моём понимании, должна строиться на качествах пылкого сердца, вдохновения, выражать накал страстей. Нужна способность слушать и слышать музыку — постановщик должен не просто фантазировать, а прочитывать музыкальную драматургию, помочь певцам распознать замысел композитора. Для этого надо глубоко знать историю театра, мыслить нестандартно, иметь способности к синтезу, передавать свои творческие импульсы артистам и помогать рождению у них вдохновения. Всё, что я воплощаю в постановках, вначале пропуская всю оперу через себя, стремясь вызвать у зрителя эмоции и желание размышлять.

Для меня жизнь – это арена, на которой идет беспрерывное противостояние тех или иных сил, личностей, событий. И на этой арене я жил и живу оперой.

Тамара Санаева
Видео автора
Фото Юрия Полянского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан может стать международным хабом медицинского туризма

10 ноября в Ташкенте стартовала III Международная научно-практическая конференция «Медицинский туризм в XXI веке: устойчивые модели и новейшие практики». Конференция...

Больше похожих статей