back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Порядок выдачи задержанных на территории РФ иностранных граждан

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Порядок выдачи задержанных на территории РФ иностранных граждан

— Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений или осужденных судом иностранного государства, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой важнейший вид международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяющий обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания, социальную реабилитацию осужденных лиц, — разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, международно-правовому сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края Виталий КАНЦЫБЕР.

Особое значение институты выдачи и передачи таких лиц приобретают в условиях глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности.

Международное сотрудничество в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора направлено на соблюдение баланса между осуществлением борьбы с преступностью и обеспечением прав и свобод запрошенного к выдаче лица.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, принимается Генеральной прокуратурой Российской Федерации по результатам экстрадиционной проверки, основанием для проведения которой служит задержание либо установление на территории Российской Федерации гражданина, находящегося в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства.

Обязательным условием для задержания иностранного гражданина является наличие сведений о том, что в иностранном государстве за совершение преступления ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и отсутствуют данные, исключающие выдачу лица иностранному государству.

В целях соблюдения прав иностранного гражданина составляется протокол задержания в соответствии с требованиями ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), с отметкой о разъяснении задержанному лицу его прав, а также уведомления о задержании согласно ст. 96 УПК РФ посольств или консульств иностранных государств на территории Российской Федерации о задержании их граждан либо подданных.

Задержанному лицу разъясняются основания задержания, право получить копию протокола задержания, давать объяснения, в том числе на родном языке, по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных применимыми международными договорами Российской Федерации и ст. 464 УПК РФ, пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, знакомиться с решением компетентного органа иностранного государства о заключении его под стражу или приговором суда, приносить жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда, защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

После задержания на территории Российской Федерации гражданина, в отношении которого имеются сведения о его нахождении в розыске за совершение преступления на территории иностранного государства, органом внутренних дел обеспечивается незамедлительное уведомление инициатора розыска о задержании лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ срок задержания до избрания задержанному судом меры пресечения в виде заключения под стражу в общем случае не может превышать 48 часов.

В случае подтверждения инициатором розыска намерения направить запрос о выдаче лица и представления постановления о заключении под стражу, просьбы о временном задержании, о взятии под стражу до получения запроса о выдаче прокурором принимаются меры к заключению задержанного под стражу в судебном порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.
При непоступлении указанных документов в срок, установленный для задержания, задержанное лицо подлежит освобождению.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления до 6 или 12 (в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений) месяцев.

Мера пресечения в виде заключения под стражу избирается (продлевается), если имеются сведения об уклонении разы­скиваемого лица от правоохранительных органов и суда иностранного государства, и применяется в целях обеспечения возможной выдачи лица запрашивающему государству в случае удовлетворения запроса о выдаче.

В рамках проводимой прокурором экстрадиционной проверки подлежат выяснению все обстоятельства, которые могут повлечь отказ в выдаче.

Препятствия к выдаче изложены как в международных договорах Российской Федерации, так и в национальных нормативных правовых актах.

В частности, Российская Федерация, наряду с Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Минская конвенция) и Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957 (далее — Европейская конвенция о выдаче), которая также ратифицирована Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией.
Статьей 57 Минской конвенции, ст.ст. 3-11 Европейской конвенции о выдаче, ст. 464 УПК РФ предусмотрены как общие, так и частные обстоятельства, при наличии которых разыскиваемое лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству или в его выдаче может быть отказано.

Так, выдача лица не допускается, если:
— лицо, выдача которого требуется, является гражданином Российской Федерации;
— на момент получения запроса о выдаче уголовное преследование согласно законодательству Российской Федерации не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
— в отношении лица, выдача которого требуется, на территории Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
— преступление в соответствии с законодательством запрашивающей стороны или Российской Федерации преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) — ст. 57 Минской конвенции;
— преступление, в отношении которого запрашивается выдача, рассматривается Российской Федерацией в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением, либо имеются существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин — ст. 3 Европейской конвенции о выдаче;
— лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям — ст. 464 УПК РФ;
— имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации — ст. 464 УПК РФ;
— деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением — ст. 464 УПК РФ.

В выдаче лица может быть отказано, если:
— деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
— за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
— преступление по законам запрашивающей стороны наказывается смертной казнью, а по законам Российской Федерации смертная казнь за данное преступление не предусмотрена, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение — ст. 11 Европейской конвенции о выдаче.

При рассмотрении запроса о выдаче в обязательном порядке учитывается, что выдача осуществляется, если деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих государств и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в случае выдачи для уголовного преследования), либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в случае выдачи для исполнения приговора).

В силу ч. 4 ст. 462, ч. 1 ст. 463 УПК РФ решение о выдаче находящегося на территории Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, и может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, в течение 10 суток с момента получения выдаваемым лицом соответствующего уведомления.

В случае если Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче, содержащееся под стражей лицо, выдача которого запрашивалась иностранным государством, подлежит освобождению.

В соответствии с п. 22 Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной решением Совета министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств 6.09.2007, п. 39 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, утвержденного решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 30.10.2015, розыск лица, в выдаче которого запрашиваемым государством отказано, на территории данного государства прекращается, о чем информируется государство, являющееся инициатором розыска.

Розыск в целом может быть прекращен только компетентными органами государства, в котором он объявлен, при наличии оснований, предусмотренных национальным законодательством.

С. ДЕНИСОВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей