

Все, что ушло, обратно не вернется.
Настанет час – и нам пора уйти.
Но в наших детях эхом отзовется
Тепло души, что грело нас в пути…
Через всю жизнь мы проносим память о своих учителях, тех, кто щедро отдавал тепло своей души нашему обучению и воспитанию. Каждый из нас когда-то уходил из стен учебных заведений с чувством безграничной благодарности за науку, за наставничество, за напутствие в большую самостоятельную жизнь.
Конечно, наставники бывают разные. Учителем – словом особого, сакрального смысла – можно назвать среди них далеко не всех. Особенно с тех пор, как это высокое призвание стало банальной и весьма распространенной профессией. Но само высокое понятие педагога своего значения, конечно же, не утратило.
Только вот… всегда ли нам удается по-настоящему проявить свою признательность учителям – тем, без кого мы могли бы и не состояться как профессионалы, как личности? Порой мы принимаем передаваемые нам педагогами знания,их многолетние старания и искреннюю любовь как должное, само собой разумеющееся…И лишь в такие праздники, как День учителей и наставников, стараемся высказать им хотя бы толику своей благодарности. Ведь, по большому счету, в мире остается лишь то, что было создано усилиями души…
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг,
Я многое постиг, но нищ учениками…
Быть может потому, что сам я – ученик…
Это написал великий Бабур.
«Достойный ученик нужнее всяких книг…» Но с еще большим правом можно сказать эти слова о достойном учителе. «Почитай учителя, как отца своего», «Помыслы наставника – завтрашний день ученика», «Учитель познает с одного лишь взгляда, а ученик – через немалый труд»… Эти и другие подобные пословицы и поговорки не случайно живут в народе многие века: действительно, роль наставников в становлении личности, воспитании человека неоценима.
Слово «муаллим» – «учитель», «обучающий знаниям» – пришло из арабского языка. В исламской культуре заложено особенно трепетное, уважительное отношение к учителям и наставникам. Такие светочи мудрости, как Фараби, Беруни, Ибн Сино, аль-Бухари, как известно, в поисках лучших преподавателей, знаний, просвещения странствовали по многим краям. В этих странствиях они изучали жизненный уклад народов, осознавая, что все в этой жизни преходяще и только знания, науки, труд – есть, как писал Беруни, истинная, вечная правда. А познание тонкостей науки возможно лишь путем изучения опыта, испытаний и повторений. Поэтому Беруни утверждал, что знания, в конечном счете, есть итог неустанных повторений.
Формирование человека как личности неразрывно связано с процессом обучения, взаимоотношениями ученика и учителя. Известный французский этнолог и философ Клод Леви-Стросс, изучая модель поведения первобытных людей и проводя аналогии с повадками животных, пришел к заключению, что человек, как и животные, наследует от своих предков ряд физиологических характеристик и качеств, но только человеку присуща особенность, позволяющая ему в течение жизни самосовершенствоваться, обогащая свое сознание, умения и навыки, развиваться умственно и нравственно, обретать навыки образования и культуры. Так были заложены основы одной из тех вечных ценностей, которые донесло до нас наследие предков, составляя богатство культурного, морально-нравственного и этического воспитания.
У узбекского народа с давних пор существовали целые системы образования, зарождались, а потом множились традиции обучения тем или иным специальностям, в частности, были специальные школы, где преподавались науки в области управления государством. Так, правители Древнего Согда, дабы воспитать своих детей мудрыми, справедливыми правителями, нанимали преподавателей, чьей задачей было обучитьучеников премудростям управления государством. В более низких социальных слоях была развита традиция обучения тем или иным ремеслам, в том числе так называемая система «устоз – шогирд». Потребность в учителе трактовалась как потребность в совершенстве – будь то каллиграфия, живопись или музыка. Со временем сформировалась мысль, что человеческий ум способен воспринять и осознать неограниченный объем всеохватных знаний, а потому обучить, просветить можно каждого. Конечно, при всем его благородстве и человечности этой идеи она вовсе не подразумевает, что всякий человек сможет стать выдающимся ученым. Способности и возможности каждого из нас индивидуальны: кому-то вполне достаточно тех знаний, что преподаются в объеме школьной программы, другие же находятся в постоянном поиске новых знаний, они не могут представить ни дня без новой книги, без того, чтобы не реализовать свои творческие способности, дарования. Нет нужды подчеркивать, как важен в обучении детей индивидуальный подход к каждому. И не будет ошибочным утверждать, что эту мысль современные педагоги-психологи почерпнули из трудов великого поэта и просветителя Алишера Навои. Подтверждением тому может служить дошедшее до нас предание.
Молодой дехканин Рахмонкул, живший в далеком кишлаке, прослышал о знаменитом поэте Навои. Позавидовав его славе, он бросил собирать дрова и, не слушая увещеваний матери, продал единственное богатство в доме – корову и пустился в путь, намереваясь стать учеником Навои. А когда наконец добрался до места, то узнал, что Навои уехал. Тогда Рахмонкул поселился поблизости и стал дожидаться Навои. Вскоре у него закончились деньги, но тут как раз вернулся поэт. Парень пришел к нему и рассказал о том, что продал корову, чтобы приехать сюда, и о цели своего визита: мол, и он хочет стать знаменитым поэтом.
Навои попросил прочесть стихи, которые написал Рахмонкул.
– Учитель, я всю жизнь занимался тем, что собирал и продавал дрова, чтобы заработать денег на пропитание. У меня не было времени сочинять стихи. Я хочу, чтобы вы научили меня писать стихи.
Что ж, Навои попросил его прочесть любые стихи, которые ему больше всего нравятся.
– Учитель, я собирал и продавал дрова, не было у меня времени учить стихи, – снова возразил Рахмонкул. – Хочу, чтобы вы научили меня их учить.
Навои достал дутар и попросил Рахмонкула сыграть какую-нибудь мелодию.
– Учитель, – отвечал Рахмонкул, – я всю жизнь собирал и продавал дрова. Учить музыку у меня не было времени. Хочу, чтобы вы научили меня играть на дутаре.
Тогда Навои дал Рахмонкулу деньги – ровно столько, за сколько продана была корова, – и сказал:
– Сынок, собирать и продавать дрова – тоже нужное дело, тем самым ты также служишь людям. Не стоит заниматься делом, чуждым душе и сердцу: делать надо то, что лучше всего умеешь. Своим честным трудом ты помогаешь людям, – а потому самое лучшее будет тебе вернуться домой, в родной кишлак…
Заслуги родителя и учителя в воспитании личности – как два крыла, без каждого из которых птица не может поднять ввысь. Первый – дает жизнь, второй учит жить честно, достойно, счастливо. Первый помогает обрести силу, второй формирует мышление, учит сердце быть благородным. Древние говорили: скажи, кто твой учитель, и я расскажу тебе твою судьбу.
«Я в долгу перед своим учителем не меньше, чем перед отцом своим. Отец подарил мне жизнь, а учитель – все то, благодаря чему я могу жить хорошо». Эти замечательные слова сказаны Александром Македонским о его великом учителе – Аристотеле.
Для величайшего же из философов – Платона – непререкаемым авторитетом был его учитель, Сократ, за которым он всегда неотступно следовал. И кто знает, написал бы Платон свои замечательные диалоги, оказавшие неизгладимое влияние на всю историю человеческой мысли, не будь у него такого учителя? Цицерон неустанно изучал учения разных философов, прислушивался к их спорам, размышлял над мнением каждого. «Я бы очень хотел, – писал этот выдающийся мыслитель и оратор, – чтобы мои ученики не гнушались по некоторым вопросам обращаться и к тем людям, кто ниже их по статусу. Чтобы найти истину, надо преодолеть немало трудностей. Путь поиска истины всегда нелегок, долог и тернист. Но не познав этих трудностей, не познаешь и удовлетворения от найденной истины».
Как справиться с этими трудностями, как найти верный путь, ведущий к цели? Именно это подскажет хороший учитель.
Труд учителя нелегок и ответственен. Вряд ли нужно доказывать, что задача его состоит не только в том, чтобы привить ученику навыки чтения и письма, дать начатки знаний о науках. В руках учителя – направить ученика в определении верных жизненных ориентиров, помочь занять достойное место в обществе. Практика показывает, что преобладающее большинство школьников на вопрос «Кем стать?» отвечают, посоветовавшись с учителем. Иными словами, для подростка очень важно мнение учителя, в котором он видит не просто преподавателя, но – наставника.
Преобразования, происходящие сегодня в нашей жизни, в первую очередь экзаменуют учителей. Ведь если ученики педагога поймут главные ориентиры своего будущего пути, а не станут заботиться лишь о собственных интересах, пренебрегая интересами Отечества, своих сограждан, – значит, учитель в свое время, воспитывая этих юных людей, руководствовался благородными целями. Научить детей любить Родину, направлять их помыслы в правильное русло, привить осознание того, что смысл жизни человека – жить для блага своего народа, – задача сложная, но она, согласитесь, на порядок выше и благороднее, нежели просто обучение детей счету и грамоте…
Все философские учения Востока имеют главной, важнейшей целью воспитать высоконравственного, духовно развитого человека, чьи помыслы направлены на устройство справедливого, а значит и счастливого общества, где господствует добро. «Путь счастья – в тебе», – сказал древний китайский мудрец Лао-цзы. Именно учителя, наставники помогают нам найти в себе путь к счастью. И потому никогда не иссякнет добрая традиция: почитать, чествовать, воздавать дань уважения и благодарности людям, нас обучившим и воспитавшим. Ведь, по большому счету, в мире остается лишь то, что создано усилиями души…
Т. Солиходжаев.
Окончание следует.