back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

«Мы шагаем среди звезд…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
«Мы шагаем среди звезд…»

Юлия Рейтлингер. «История Адама и Евы». Церковь Введения Богородицы во храм в Париже.

Впервые о Юлии Рейтлингер я узнала из журнала «Звезда Востока». Не помню, какой это был год. Потом, в 1996 году, когда в Узбекистан приезжал Патриарх Алексий II, была выставка, и на ней впервые увидела иконы ученицы Мориса Дени и духовной дочери Сергия Булгакова, со-единомышленницы Александра Меня, в миру Юлии Николаевны Рейтлингер, в монашестве – сестры Иоанны.

Отец – действительный статский советник, из остзейских баронов. Мать – не любившая светскость «смолянка» и поклонница педагогики Ушинского. Дочь уже в гимназии получила прозвище «Рейтлингер-художница». Трудно сказать, как сложилась бы ее дальнейшая судьба: возможно, вышла бы замуж, или уехала в деревню учительствовать, или… Об этих «или» мы никогда не узнаем. 1917-й год отрезал девушке из высшего общества все пути к дальнейшему благополучию. И открыл совсем иной путь.

«Мы шагаем среди звезд…»

Еще летом 17-го года Юлия Рейтлингер уезжает с сестрами в Крым, в имение отца. И здесь знакомится с одним из самых знаменитых православных богословов XX века Сергием Булгаковым, тогда еще молодым, начинающим священником. До конца жизни он останется ее главным наставником.

В 1921 году Юлии Николаевне удалось выбраться из Крыма в Варшаву, потом в Прагу, потом – в Париж. И вот здесь, в Париже, она начинает учиться иконописи: у мастеров-старообрядцев, у Д.Стеллецкого и три года – в мастерской Мориса Дени. В 1928 году специально ездила из Парижа в Мюнхен, чтобы посмотреть привезенную уже из Советского Союза выставку икон («Глаз не оторвать от «Троицы» Рублева», – напишет она).

Все, чему научилась, «возжёт» светом новым, нерутинным на церковных стенах, на иконных досках. Церковь Иоанна Воина в Медоне, и часовня Василия Великого в Лондоне, и церковь Введения Богородицы во храм в Париже, с образами, созданными художницей из России,– воплощение того, что Сергий Булгаков назвал «творческой иконой», а Русская православная церковь осторожно окрестила стилизацией и в дальнейшем категорически не поощряла.

«Мы шагаем среди звезд…»

Юлия Рейтлингер. «Небесная литургия». Глава ангела. Фреска в церкви Иоанна Воина в Медоне.

В 1935 году Юлия Рейтлингер принимает постриг в рясофор (то есть, с неполными монашескими обетами), а в 1944-м умирающий отец Сергий даст ей наказ вернуться на родину.

И начинается долгий обратный путь – через ту же Прагу. Ей разрешают вернуться, но не в Москву, не в Ленинград и не собственно в Россию. Местом жительства сестре Иоанне определяют Ташкент.

В Ташкенте и Чирчике она проведет тридцать три года. Будет зарабатывать на жизнь шитьем платков, а для души – писать иконы. В Москву ей все-таки разрешат наезжать, и здесь она будет общаться со своими старыми и новыми знакомыми, среди которых – самый авторитетный советский исследователь скандинавских мифов М.Стеблин-Каменский. Здесь же она встретится с настоятелем подмосковного прихода Александром Менем, который станет ее вторым, после отца Сергия, духовным наставником. Переписка отца Меня и сестры Иоанны – редкий в новое время образец культуры письма, и, говоря шире, письменной традиции.

«Мы шагаем среди звезд…»

Юлия Рейтлингер. «Явление ангела пастухам». Покровский монастырь в Бюсс-ан-Мот.

Александр Мень поддержал сестру Иоанну в трудные для нее, «глухие» годы. Глухие в прямом смысле – ее рано начала одолевать глухота, а перед смертью она еще и ослепла. Но пока видела – продолжала писать иконы. Особенно любила сестра Иоанна иконы-«подарки». Если она узнавала, что кому-то особенно по душе какой-то канонический сюжет или образ святого, она «творила» маленькую иконку и отдавала ее в подарок.

«Мы шагаем среди звезд…»

Юлия Рейтлингер. «Сотворение мира». Часовня Святого Василия Великого в Лондоне.

Умерла Юлия Николаевна Рейтлингер в 1988 году. А в 2000-м состоялась выставка ее работ и вышел альбом «Художественное наследие сестры Иоанны».

В «Духовном дневнике» сестра Иоанна написала: «Поэты тем заслуживают уважения, что они разрывают рамки действительности, что они мистичны, что они чувствуют иной мир, что они к[а]к-то видят, что мы шагаем среди звезд». Эти слова – не отражение ли ее собственного пути?

«Мы шагаем среди звезд…»

Александра Спиридонова.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. "Мы шагаем среди звезд". Прекрасно! Большое спасибо автору и редакции за публикацию, познавательную и светлую.

  2. Куврук, да, рассказ прекрасный, как все тексты Саши, и особенно ценен тем, что знакомит с работами замечательной художницы. Более подробно о жизни Юлии Николаевны Рейтлингер можно прочитать в 42-м номере журнала "Восток Свыше", в статье Н. Белевцевой "Ташкентский круг сестры Иоанны". Она есть в электронном архиве журнала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей