Речь идёт о сыне великого полководца и государственного деятеля Амира Темура (Тамерлана) — Шахрухе, у которого в свою очередь родился будущий выдающийся учёный Улугбек.
Мирза Шахрух сам был очень яркой личностью, стремящийся к повышению культурного уровня народа в своём государстве. Для этого судьба щедро одарила его всем необходимым: властью, богатством, интеллектом, возвышенной душой и твёрдым нравом. Шахрух родился 641 год назад – 20 августа 1377 года. По преданию, Амир Темур в тот момент, когда ему сообщили о рождении сына, играл в шахматы и делал решающий ход ферзём. На Востоке ферзя называют словом «рух» (дух), так как он является самой значительной фигурой в шахматах. Совершая ход ферзём, угрожавшим шаху противника, Темур воскликнул: «шах – рух!». Так родилось новое имя для новорожденного сына императора.
К именам всех своих сыновей Амир Темур в качестве почётного прозвания добавлял титул «Мирзо» — просвещённый, обладающий обширными знаниями. Всё своё детство и юность Шахрух сопровождал отца в его походах и сражениях. Когда царевичу исполнилось 20 лет, Амир Темур назначил его правителем Хорасана, столицей которого был город Герат. История города свидетельствует о его возвышениях и падениях, но 50 лет правления Шахрухом стали золотым веком для Герата, ибо восстановительные и созидательные работы велись постоянно. Строились рынки, крытые улицы, крепость, окружённая рвом, подъёмные мосты и другие объекты, однако самой ценной жемчужиной столицы Хорасана была, несомненно, шахская библиотека, работающая на научной основе. В библиотеке трудились филологи, историки, книговеды, каллиграфы и художники. Там были собраны рукописи ценнейших книг, и созданы их копии, которые открывались книжным знаком Шахруха.
Подобной библиотеки не было ни в одном городе Востока. Именно ей мы обязаны возможностью ныне читать полный текст «Шахнома» Фирдоуси. Шахрух был человеком широких взглядов и интересов, любил поэзию, ценил живопись, знал музыку и особенно увлекался историей. При нём в Хорасане трудились такие выдающиеся историки, как Шарафиддин Али Язди, сын Шахруха – Мирзо Ибрагим Султан, Камолиддин Абдулраззок Самарканди, а также известный географ и историк Хафих-и-Абру, знаменитый художник Гиясиддин Накком. Показательно то обстоятельство, что Мирзо Шахрух снаряжал делегации в Китай и Индию, дабы установить не только политические и экономические связи, но и научные и культурные отношения. В составе одной из делегаций художник Наккон в 1420 г. посетил Китай и описал культурную жизнь великой страны. В 1441-42 гг. дипломатический визит совершил историк К.А.Самарканди, написавший впоследствии летопись «Восход двух счастливых светил» с ценнейшими материалами о Герате и Индии.
Мирзо Шахрух был на редкость тонким дипломатом и проницательным политиком. Ему единственному из всех наследников великого императора удалось сохранить государство Амира Темура и продолжить его политику в общественном и культурном направлениях. В Герате сановниками из ближайшего окружения Мирзо Шахруха были построены несколько медресе (Университетов). Например, в медресе Курбан Шайха преподавались не только теологические дисциплины, но и светские: лингвистика, литература, география, история, философия, логика, теория музыки, математика, астрономия.
Так что явление астронома Улугбека было далеко не случайным. Но ретроградам это не нравилось — 21 февраля 1427 г. в соборной мечети Джоми на Шахруха было совершено покушение ножом. Но 40-летний Шахрух сумел выздороветь, после чего ещё 20 лет правил Гератом. Скончался он в возрасте 70 лет, когда возвращался с похода. Тело его было доставлено в Самарканд и захоронено в фамильном мавзолее Гур-и-Амира, рядом с прахом его великого отца. Такова была воля его старшего сына Мирзо Улугбека, которого ещё в 1409 г. возвели на престол Самарканда, — сердцевину империи Мавераннахр.
Традицию всесторонней поддержки развития культуры и науки успешно продолжили его сыновья Мирзо Байсункор, Мирзо Ибрагим Султан, и конечно же, — гениальный Мирзо Улугбек.
Особым вниманием темуридов пользовались историки-летописцы, среди которых наиболее известны Фасих Хавафи, Низомиддин Шоми, уже упомянутые выше Шарафиддин Али Язди и Абдураззок Самрканди. Именно им мы обязаны тем, что эпоха темуридов достаточно хорошо изучена современной наукой. (Но, к сожалению, не широкой публикой). Они донесли до нас бесценные сведения о событиях, фактах, героях своего времени. Так, из книги Хавафи мы знаем, что Амир Темур в 1382 году приказал восстановить разрушенный город Банокат, переименовав его в город Шахрухия. Его книга также свидетельствует о том, что в 1494 г. по указанию Мирзо Шахруха начались реставрационные работы в Герате, и многое другое. В исторической летописи «Восхождение счастливых звёзд и единение двух морей» А.Самарканди вторая часть посвящена история правления в Герате Мирзо Шахруха и последующих темуридов.
Эта книга была очень популярна у современников и потомков, она переведена на многие языки мира, в частности, на французский, английский и русский. Опять же в этих и других исторических книгах подчеркивается, что благодаря Мирзе Шахруху раскрылся талант великого учёного Улугбека, вокруг которого поначалу была создана атмосфера творчества и расцвета разума. Сила и влияние, любовь и понимание отца помогали Улугбеку в попытках осуществить свою мечту о создании просвещённого, высококультурного государства. Увы, уже после двух лет после смерти Шахруха силам мракобесия и невежества удаётся коварно убить величайшего астронома средневековья Мирзу Улугбека и разогнать учёных Самарканда по всему свету, разрушить библиотеки и дома науки. Но память о блистательном правителе и покровителе культуры и науки Мирзо Шахрухе осталась у благодарных потомков.
А. ХОДЖАЕВ, кандидат философских наук,
Г.РАСУЛОВА, кандидат филологических наук.
История личности Шахруха по средневековым источникам более-менее (скорее последнее) известна, но и эта история не позволяет вносить в его жизнь такие тонкости, которые авторы заметки то ли по недомыслию, то ли по устоявшейся традиции (больше пропагандистской, чем академической) безапелляционно громоздят в замеке: "Мирза Шахрух сам был очень яркой личностью, стремящийся к повышению культурного уровня народа", "был человеком широких взглядов и интересов, любил поэзию, ценил живопись, знал музыку и особенно увлекался историей", "был на редкость тонким дипломатом и проницательным политиком" и пр. Откуда у авторов такая детализация и такая уверенность, что лежит в основе их генерализаций и обоснованности оценок и характеристик Шахруха. Современная историческая наука, как по источникам, так и по исследованиям, еще не в состоянии оперировать такими оценками Шахруха. Заметка — типичный образчик исторических фантазий, восточного сказительства, но вместо средневековых бахши перед нами предстают два кандидата наук и пытаются убедить нас в том, что на дворе не XXI век, а как минимум век XV… И, что злоупотребление восточными потемками сильнее научного знания.
50 лет удержать власть без дипломатии не возможно. Почитайте исторические книги . Их сохранили для нас — это повышение культурного уровня народа . Без музыки нет народности . КОВРУК — это либо зависть либо злобность.Статья очень интересная.СПАСИБО.