Сегодня у меня был академик Акбар Хакимов и подарил роскошный альбом о жизни и творчестве замечательного узбекского художника Чингиза Ахмарова.
Вручая, он сказал, что я первым среди авторов получаю эту книгу.
Скажу честно: мне было лестно!
Эта книга – одна из первых фундаментальных исследовательских проектов Республиканского благотворительного общественного фонда имени Ислама Каримова. Идея её создания исходила от дочери Первого Президента Лолы Исламовны Каримовой-Тилляевой.
Я весь вечер с радостью листал её. Действительно, она сделана на славу!
Красочная книга объёмом в 400 страниц с множеством иллюстраций, подробно рассказывает о жизни и творчестве Народного художника Узбекистана Чингиза Габдурахмановича Ахмарова.
Автор книги, действительно, проделал большую работу. Систематизировал огромный материал, простым и доходчивым языком написал о жизни и творчестве великого художника.
…А всё начиналось так. В конце января прошлого года Акбар-ака позвонил мне и сказал, что готовится большой альбом о маэстро и нужны его снимки. А я в своё время много общался с Ахмаровым, снимал его.
Я с радостью предоставил снимки из своего архива.
Просматривая альбом, я еще раз вспоминал свои встречи с маэстро.
Если во времена Навои творил Бехзод, то в нашу эпоху — Ахмаров. Как и древний миниатюрист, Чингиз-ака оставил прекрасный след на этой земле.
Мастер прожил 83 года, из них шестьдесят пять — отдал искусству. Создал тысячи живописных работ, иллюстраций к книгам и монументальных работ. Его керамические панно украшают станцию «Алишер Навои» ташкентского метрополитена, а мозаика «Дружба народов» — станцию «Киевская» московского метро. Ахмаровские росписи есть в санатории «Узбекистан» в Кисловодске, в Самарканде и Бухаре, в Коканде и многих других городах нашей страны.
В 1947 году он создал росписи в Государственном академическом большом театре имени А.Навои в Ташкенте. Они сразу стали знаменитыми.
За эту работу в возрасте 35 лет он был удостоен Государственной премии 1 степени – тогда награды выше этой не было!
Именно после этих росписей он стал работать в технике темпера.
Он никогда не создавал две одинаковые работы, все его картины — неповторимы.
Его ученик Садык Рахмонов рассказывал мне, как перед поездкой в Казань, учитель сказал, что там у него много друзей и каждому надо сделать подарок. Он попросил натянуть холсты на десять одинаковых подрамников. Садык сделал всю подготовительную работу, с кальки перенес на холсты наброски его знаменитых красавиц.
И тогда Ахмаров взялся за кисти. Хотя сюжет картин был один, но в каждое новое творение он вносил что-то неповторимое. У его красавиц всегда были разные украшения: серьги и браслеты, тиары и диадемы.
Каждая его работа становилась шедевром!
Ахмаров, несомненно, один из ярчайших художников в блистательном созвездии мастеров изобразительного искусства нашей страны. Лучше всех о нем писала академик Галина Анатольевна Пугаченкова: «Его главная заслуга в том, что он возродил школу восточной миниатюры! Он первым сказал, что художники Узбекистана должны отойти от традиций европейского изобразительного искусства и вернуться к своим истокам».
Чингиз-ака был не только живописцем, он обладал энциклопедическими знаниями, прекрасно знал узбекскую литературу и поэзию, музыку. Как и отец, прекрасно образованный человек, он дружил со многими деятелями культуры.
Но больше всего учителя любили ученики – студенты Ташкентского театрально-художественного института. В день стипендии они устраивали праздник в лагманной на Буржаре. Приглашали устоза, и он охотно шел, любил молодежь и это место у прохладной реки.
В конце обеда, когда все скидывались, он вынимал неизменную десятку.
— Устоз, не надо, – отговаривали ученики.
Как не надо? – отвечал он. – Вы студенты, а я – профессор, народный художник. Если не возьмете – больше не приду.
Он любил путешествовать. Так в поездку в Японию в 1991 году он отправился в возрасте семидесяти лет открывать свою персональную выставку. Газеты восторженно писали: «Тысячи жителей Страны восходящего солнца сквозь призму произведений Игаки Сан (господина художника) Ахмарова увидели прекрасные традиции узбекского народа, живущего в самом центре Великого шелкового пути».
В своих поездках он, как художник, скрупулезно собирал интереснейший материал.
— В знаменитых церквах Флоренции было утомительно подолгу рассматривать росписи под куполом, — вспоминал он, после поездки в Италию. — И я ложился на пол — так поступали многие туристы — и часами разглядывал творения Микеланджело…
Народный художник Узбекистана и Татарстана Чингиз Ахмаров умер 13 февраля 1995 года. Он похоронен на ташкентском кладбище Чигатай рядом с рано ушедшей из жизни замечательной художницей Шамсирой Хасановой.
После смерти любимого человека, он так и не создал вторую семью. Всю любовь к прекрасной половине он вложил в свои работы!
Р. ШАГАЕВ,
фото автора
Это был воистину великий человек. Я навсегда запомню его замечательных 7 красавиц, которых он сотворил в Институте искусствознаний им. Хамзы! Главное, чтобы они сохранились и больше никогда не повторилась печальная история с работами гениального Баходыра Жалалова!