В Узбекистане обсуждается проект постановления Президента «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе».
В документе отмечен недостаточный уровень открытости и качества бюджетных данных, доведение их до иностранных инвесторов и иных заинтересованных субъектов, а также участия представителей парламента и гражданского сообщества в процессе формирования и исполнения Государственного бюджета.
Для повышения открытости и прозрачности бюджетных данных предложено, в частности, с 2019 года внедрить механизм участия граждан в распределении бюджетных средств, предусматривающий направление не менее 10 процентов дополнительных источников бюджетов районов (городов) на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.
Начиная с 2020 года утверждать Государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов законом с детальной разбивкой информации, подготовленной в соответствии с передовыми международными стандартами.
Отмечено также, что проекты Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также отчеты об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат обязательному общественному обсуждению до их направления в Законодательную палату Олий Мажлиса.
Обязательному опубликованию подлежат также заключения Счетной палаты по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.
Министерству финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций поручено до 1 января 2019 года запустить информационный портал «Открытый бюджет»), предусматривающий:
-общественный контроль за адресностью бюджетных расходов путем размещения проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также заключений Счетной палаты Республики Узбекистан;
-размещение информации о мероприятиях, предлагаемых к финансированию за счет дополнительных источников бюджетов районов (городов), для формирования общественного мнения;
-организацию обратной связи с гражданами, включая возможность информирования о фактах нарушения бюджетного законодательства и внесения предложений по совершенствованию бюджетного процесса, отмечено в обсуждаемом проекте постановления главы государства.
В. НОВИКОВ