В настоящее время ряд стран Европы и Азии по инициативе Китая прорабатывают новые маршруты международных коммуникаций, используя для этого сухопутные и морские пути, поезда и пароходы. Нечто подобное, если обратиться к истории, было с успехом воплощено в жизнь более столетия тому назад в Российской империи. Небезынтересно, причем, что движение грузов и пассажиров из Азии в Европу впервые было осуществлено на территории Туркестанского края. Вспомним, как это было…
После ввода в строй Закаспийской и Среднеазиатской железных дорог министерство путей сообщения России заключило соглашение с пароходным обществом «Кавказ и Меркурий», согласно которому с 1 января 1914 года устанавливается прямое сообщение на проезд пассажиров и на перевозку их багажа между станциями Тифлис, с одной стороны, и станциями Асхабад, Мерв, Чарджуй, Каган, Самарканд, Коканд и Андижан, с другой, через Баку – Красноводск и обратно.
Осуществление этих перевозок по Каспийскому морю было поручено вышеназванному обществу, имевшему в своем распоряжении почти два десятка пароходов, носивших звучные имена: «Император Николай II», «Императрица Александра», «Великий Князь Алексей», «Цесаревич Александр», «Великий Князь Михаил» «Великий Князь Константин» и другие.
Новшество вызвало ажиотаж как в Европейской части России, так и в ее среднеазиатских владениях, ибо желающих совершить столь фантастическое путешествие было немало. Посему, дабы подстраховаться и принять нормативную базу столь серьезного предприятия, необходимо было выработать строгие правила для пассажиров. Они регламентировали буквально все стороны предстоящего плавания по Каспийскому морю.
И сегодня, когда мы все куда-то спешим, и потому основная масса деловых поездок и путешествий осуществляется скоростными авиалайнерами, небезынтересно вспомнить о своих предшественниках, совершавших свой неспешный вояж в совершенно иной атмосфере. И для того, чтобы окунуться в эпоху столетней давности, предлагаю ознакомиться с некоторыми вышеназванными правилами, многие из которых до сих пор сохранили свою актуальность и востребованность:
Плата за проезд пассажиров и провоз багажа взимается по определенной таксе. Дети до пяти лет в сопровождении взрослых перевозятся бесплатно, за детей же от пяти до десяти лет взимается половинная плата.
Воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений, едущие во II и III классах, пользуются скидкой с таксы в 50%. Едущим в I классе скидки не делается.
Господам офицерам, состоящим на действительной службе, едущим по собственной надобности и помещающимся во II классе, делается скидка с таксы в 25%, причем льгота эта не распространяется на семейства господ офицеров, их багаж и на господ офицеров, едущих в I или III классах, а равно на господ офицеров, состоявших в запасе или отставке.
В цене билета I или II классов заключается плата за обед. В первом классе обед подается в 6 часов, состоит из четырех блюд, закуски и чашки кофе; во II классе обед подается в 2 часа, состоит из трех блюд и чашки кофе.
В I классе завтрак за особую плату подается в 11 часов утра, состоит из двух блюд, закуски и чашки кофе: плата 90 копеек с персоны.
Пассажиры, едущие по бесплатным и льготным билетам, продовольствием не пользуются и платят за обе в I классе – по 1 рублю 25 копеек, а во II – по 80 копеек с персоны.
Ограничение это не распространяется на господ офицеров, едущих со скидкой в 25% с таксы, и на воспитанников и воспитанниц учебных заведений, едущих со скидкой в 50% с таксы, так как эти лица пользуются продовольствием на общем основании.
Буфет открыт с 8 часов утра до полуночи. Пассажиры, севшие на пароход после 12 часов ночи, могут получать только холодные блюда и чай.
За приготовление кушанья из провизии пассажира платится по соглашению с буфетчиком.
Во всех пароходных буфетах имеются вина лучших фирм как иностранных, так и русских. На вина и на кушанья имеются утвержденные прейскуранты.
Буфетчики обязаны подавать писанные счета для сличения с прейскурантом, который для сей цели отпечатан на обороте счета. Во избежание недоразумения просят требовать счет ежедневно.
Пассажиры в случае надобности могут пользоваться бесплатно медикаментами из пароходной аптеки.
Для удобства пассажиров расписание движения пароходов согласовано с расписанием железных дорог.
На всех пароходах устроено паровое отопление и имеются ванны, а также имеются общие и отдельные каюты I и II классов.
Постельное белье отпускается буфетчиками за следующую плату: одеяло – 50 копеек, подушка – 20 копеек, простыня – 20 копеек, наволочка – 15 копеек, полотенце с мылом за каждый раз – 15 копеек.
Каждый пассажир может иметь при себе подушку и саквояж весом не более одного пуда, кроме того один пуд багажа перевозится бесплатно.
Пассажирам III и артельным при заборе ими не менее как на рубль, делается скидка в 20% с установленных прейскурантом цен на кушанья, кроме рыбных блюд, завтраков, обедов и ужинов. Кроме сего, им отпускаются кушанья по следующим ценам:
Щи с говядиной и фунт черного хлеба с персоны – 20 копеек
Щи с говядиной без хлеба — 15
Картофель жареный без хлеба — 8
Печенка — 8
Черный хлеб 1 фунт — 5
Черный хлеб ½ фунта с персоны — 3
Щи рыбные без хлеба -12
Каша -12
Поджаренная рыба без хлеба -10
Нижние чины, едущие на пароходе, кипятком пользуются бесплатно.
За провоз собаки, которая должна быть под наблюдением хозяина или особого провожатого, взимается плата как за два пуда багажа, без корма. В пассажирские помещения вводить собак запрещается.
На всех пароходах Общества устроены паротушители и имеются другие противопожарные и спасательные средства.
На всех почтовых пароходах Общества производится прием почтовой корреспонденции и телеграмм.
Азартные игры на пароходах воспрещаются.
Рубен НАЗЯРЬЯН