Только что в левой части Боткинского кладбища состоялись похороны видного общественного деятеля ФРГ, истинного друга современного Узбекистана экс-главы Фонда имени Конрада Адэнауэра Вольфганга Шрайбера.
Над его гробом звучали лютеранские псалмы в исполнении вокальной группы Ташкентской кирхи, отрывки из Библии, и — главное! — искренние и проникновенные слова его бывших коллег из Фонда Конрада Аденауэра, его соратников, друзей и близких по жизни и работе в нашей республике. В этих выступлениях было не только выражение искренней скорби и печали в связи с уходом нашего Буривой-аки в мир иной, но и мотивы безграничной признательности и благодарности за его уроки видения и внедрения постулатов демократии в экономическую, социальную и духовную жизнь нашего независимого молодого государства.
Он впервые приехал в Ташкент в 1993 году на семинар, а после приглашения узбекского руководства на следующий год возглавил среднеазиатское Региональное отделение Международного Фонда им. К. Аденауэра. Работы было непочатый край: отделение Фонда практически помогало в выработке политической концепции «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», в политическом образовании граждан, прежде всего – молодёжи, женщин, журналистов и активистов органов самоуправления, в проведении международной конференции под названием «Сохранение здоровой экологии – важная задача для будущего всей Центральной Азии». с участием глав ведущих религиозных конфессий страны.
По инициативе Шрайбера была созвана международная конференция на тему «Шейх Бахауддин Накшбанд и его значение в мировой цивилизации», которая состоялась в 1996 году в комплексе Накшбан в Бухаре. В ходе этого мероприятия, которое проводилось совместно с Управлением мусульман Узбекистана, состоялась дискуссия о роли религии в процессе национальной идентификации, имеющей большое значение и по сей день для актуальной политики Узбекистана. В стране был принят закон о религии, который стал важным инструментом для гарантии свободы вероисповедания. А в 1998 году был проведён уже другой международный симпозиум, посвященный роли и влиянию духовного наследия древних мыслителей Аль-Беруни и Хильдегард фон Бинген с участием зарубежных экспертов самого высокого уровня — Лауреата Премии Мира профессора Анне-Мари Шиммель, представительницы Европарламента мадам Хелен Каррер-де-Анкос (Франция). В ходе симпозиума были также презентованы результаты социологического исследования на тему «К чему стремится молодежь Центральной Азии».
Огромное значение имела и конференция в ноябре 2001 года на тему «Реформа Парламента — новый этап развития демократии в Узбекистане». Примеров можно привести десятки. И не случайно уже в 1997 году В.Шрайбер первым среди немцев был удостоен Ордена «Дустлик» (Дружба).
Но в Буривой-аке (Бури и Вольф переводится ка Волк) всех особенно привлекали чисто человеческие качества – он был обаятелен и благожелателен, энергичен и настойчив, в любое дело привносил творческий заряд. Многогранно образованный человек, он разбирался в мировой и восточной поэзии, любил музыку, сам играл на пианино и гитаре, пел романсы и популярные песни, обладал удивительно совершенным вкусом в создании дизайна и оформлении любых мероприятий, любого места работы, отдыха и проживания. Каждая встреча с ним органично превращалась в праздник. Он искренне полюбил наш край, наших тружеников и интеллигенцию, нашу природу и наши кулинарные изыски. Не случайно, когда по срокам он должен был покинуть свой пост в Фонде, то отказался от мысли вернуться в Германию (хотя по несколько раз в год выезжал туда для встречи с родными), купил квартиру и дачу и на общественных началах работал Международным координатором ННО «Заковат» по проекту «Развитие махалли», являлся вице-президентом Общества Германия-Узбекистан. Поразительная продуктивность и полезность в широко разветвлённой деятельности!
Нам очень будет его не хватать, а помнить его мы будем пока сами живы.
А. ХОДЖАЕВ