Эти слова великого русского художника, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха можно назвать девизом фотовыставки «Мир через культуру. Культурное наследие Узбекистана», которая откроется накануне Международного дня музеев (18 мая) в Центральном выставочном зале Академии художеств. Именно музеи как хранители духовных сокровищ и просветительские центры вносят весомый вклад в популяризацию и охрану культурного наследия.
Фотовыставка – совместный проект Международного центра Рерихов (Москва, Россия), Ташкентского общества Рерихов и Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана. Его реализация стала возможной благодаря гранту Общественного Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан. Грант выделен на выполнение проекта Ташкентского общества Рерихов «Диалог Восток – Запад: мир через культуру».
Исторические памятники – это память народа. Они вдохновляют, помогают созидать, понимать свою культуру и ценить достижения других культур.
Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Почему шедевры человеческого гения оказываются беззащитными перед лицом невежества и варварства? Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения.
Идея о важной роли просвещения как одного из залогов бережного отношения к историческому наследию позволила объединить в выставочном проекте две темы: история развития международного законодательства в сфере защиты и сохранения культуры; культурное наследие Узбекистана.
Экспонаты по первому разделу предоставлены Международным центром Рерихов. Это фотографии картин Н. К. Рериха, снимки из архива семьи Рерихов, копии документов, отражающих зарождение и развитие гуманистических идей по защите культуры.
Н. К. Рерих одним из первых в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений.
После Первой мировой войны, потрясшей масштабными разрушениями архитектурных памятников, Н. К. Рерих представил российскому правительству проект договора, гарантирующего охрану культурного наследия. В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Георгием Гаврииловичем Шклявером он подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей.
Комитеты Пакта и Знамени Мира для продвижения идей Пакта были созданы в Нью-Йорке, Париже и Брюгге. Во многих странах возникли общества в поддержку Пакта. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Н.К.Рериха. Проект получил всемирное признание.
По окончании Второй мировой войны при создании ЮНЕСКО были учтены сформулированные в Пакте Рериха идеи значимости культуры для сохранения мира. На его основе разработан проект «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов», принятой ООН в Гааге в 1954 году. В развитие идей Пакта были приняты и другие международные документы ЮНЕСКО.
Вторая часть фотовыставки посвящена культурному наследию Узбекистана. На ней будут представлены как объекты культурного наследия ЮНЕСКО, так и другие уникальные архитектурные и археологические памятники нашей страны.
В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО входят четыре материальных объекта Узбекистана: Ичан-Кала (город Хива), исторический центр Бухары, исторический центр Шахрисабза, город Самарканд. Эти памятники, охраняемые международными конвенциями, известны во всем мире.
Археологические памятники играют особую роль в сохранении исторической памяти. Принадлежащие к более ранним эпохам, чем знаменитые архитектурные шедевры, они позволяют осознать, насколько богато историческое прошлое нашей страны. Поэтому Эдвард Васильевич Ртвеладзе, академик Академии наук Узбекистана, предложил включить в экспозицию выставки фотографии менее известных, но имеющих культурную значимость архитектурных памятников и археологических объектов.
«Я занимаюсь наукой, а также вопросами охраны памятников и культурного наследия уже много лет, – поделился Э. В. Ртвеладзе в ходе подготовки к выставке. – На каком бы археологическом памятнике мы ни работали, разъясняем местному населению и туристам его значение. К примеру, Кампыр-тепа в 70-е–80-е годы был под угрозой уничтожения. Сегодня в результате проведенной просветительской работы он в идеальном состоянии. Люди понимают, что это значимый памятник культуры Узбекистана, в том числе для научных исследований. Жители прилегающих кишлаков участвуют в его раскопках и убеждаются, как бережно мы относимся к каждой находке».
Приглашаем на выставку!
ЛИЛИЯ МОНАСЫПОВА,
зам. председателя Ташкентского общества Рерихов
На главном фото: Н. К. Рерих. Автопортрет