Дилором Сайдаминова… Ее имя вызывает во мне ощущение прекрасного, гармоничного, вызывая ассоциации с возвышенностью, порядочностью, честностью. В конце нынешнего февраля ей исполнилось семьдесят пять… Глядя на нее, в это трудно поверить. Молодая, красивая, талантливая. А еще сильная, целеустремленная, требовательная к себе и к своему творчеству, с огромной силой воли без чего она, как композитор, не состоялась бы. Мне известно как интенсивно и постоянно она сочиняет, как плотно насыщен график ее каждодневных работ, где нет места выходным, а порой и праздничным дням.
Ее путь в профессии не был усеян розами. Поражает, как эта хрупкая женщина прочно устояла на своих позициях, не отказалась от своих твердых убеждений и прошла все испытания на прочность. Свыше пятидесяти лет она отдала музыке. На ее пути были трудности, были ошибки. Однако она никогда не стояла на месте, никогда себя не жалела, никогда не уставала расти, потому что там, где покой, по признанию Дилором Ахматовны, заканчивается искусство. Ее душа, как и сердце принадлежат музыке, которая хранит в ней все самое лучшее. Поэтому она не ощущает свой возраст, и он ее абсолютно не волнует. Погружаясь в творчество, она пишет только ту музыку, какую не может не писать. И ее можно понять, ведь она хочет подлинности в своей жизни и в своем творчестве. Сайдаминова оказалась в числе тех, кто сумел сказать новое слово. У нее свой стиль, своя характерная, легко узнаваемая интонация. Каждое ее сочинение по-своему интересно, а в последний период появились произведения, демонстрирующие оригинальность творческих решений и самобытность стиля, а также красноречиво свидетельствующие об обретении композитором профессионального мастерства и художественной зрелости. Направление поиска в этих опусах у нее определенное – выявление и утверждение национально самобытного при его адекватности современному.
Музыка Сайдаминовой – это искусство большое – потому что она большой композитор, подлинное – потому что она предельно искренна, и своеобразное – качество настоящего таланта. Ее музыка созвучна времени, в котором она живет. Ей свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема. Она не принадлежит ни к «авангардизму», ни к «минимализму», ни к «новой фольклорной волне» или какому-либо другому современному течению, обладает ярким собственным индивидуальным стилем, являясь обычным земным человеком. Но живет Дилором Ахматовна в ином многомерном измерении, объединяя в своей музыке как характерные черты культуры Востока и Запада, так небесное и земное. Она тонко чувствует эпоху и мир человека, имеет широкое философское мировоззрение, потрясающе знает литературу и искусство, что, безусловно, помогает ей воплотить это в музыке. Согласитесь, такое присуще только человеку необыкновенного дарования. Способность быть над своим временем, умение сказать свое веское слово в музыке, затронув острые проблемы современности, заметно выделяют Дилором Сайдаминову среди ее наиболее значительных коллег второй половины XX века. Премьеры ее опусов звучат на крупнейших музыкальных фестивалях и конкурсах в США, Швейцарии, Голландии, Германии, в странах СНГ.
В сентябре 2016 года компания «Blue Griffin Recording Inc.» выпустила компакт-диск и DVD с музыкой Сайдаминовой, и уже через месяц, в октябре, видеоклип «Саратон» из этого диска получил престижную премию «Best World Beat Music Video» Калифорнийской Музыкальной Академии города Лос-Анджелеса. А 1 декабря этот же видеоклип получил три серебряные медали «Global Music Awards» в трех категориях: «Лучшая музыка Мира», «Лучшая камерная музыка» и «Лучший альбом».
Залог успешного формирования творческой личности Дилором Ахматовны сложился из крепкой профессиональной школы и системности занятий. Годы ее обучения в Ташкентской консерватории совпали с активной деятельностью выдающихся узбекистанских музыкантов, среди которых были и ее профессора – Абрам Моисеевич Литвинов (класс специального фортепиано) и Борис Исаакович Зейдман (класс композиции), о которых она навсегда сохранила добрую память. В те годы ее особенно привлек удивительный процесс создания музыки. Зейдман быстро раскрыл талант своей студентки: в 18 лет она написала Сонатину для чанга и Вариации для скрипки и фортепиано. Второй опус вскоре прозвучал в одном из студенческих концертов консерватории, и имел успех. В тот памятный вечер партию скрипки исполнял талантливый студент Натан Мендельсон, а партию фортепиано сама Дилором. Зейдман высоко оценил дарование своей ученицы, отметив тонкость, изящество, красоту Вариаций. Когда ее музыка трогала Бориса Исааковича, задевала его душу, он всегда щедро расточал комплименты, называл Дилю талантливой, говорил, что это все замечательно и потрясающе. Впоследствии она переняла у своего профессора профессиональные навыки, образное мышление, традиции и то национальное зерно, которое отличает музыку композиторов Узбекистана от других национальных школ. Успех же первого произведения дал силы будущему композитору к осуществлению новых и смелых проектов.
Так, своими ранними сочинениями Дилором Сайдаминова снискала репутацию талантливого автора, подолгу вынашивающего каждый новый опус, отделывающего каждую деталь, у которого все до мелочей продумано. Она не сожалела о «потерянном времени», если по полмесяца уходило на отделку двадцати-тридцати тактов. Наверное, поэтому, она возвращалась снова и снова к готовой работе, проверяя – а все ли удалось, все ли сработано на совесть?
Позже была встреча с замечательным музыкантом и педагогом, профессором Московской консерватории Юрием Александровичем Фортунатовым, которого сразу привлекла пытливость ума молодой Дилором и ее стремление понять смысл каждого выразительного приема. Поэтому он и подсказал ей наилучшие и кратчайшие пути к достижению цели: углубленное изучение мировой музыкальной литературы, поиски всех возможных нестандартных решений, из которых, безусловно, выбирается наилучшее для того или иного случая, что ведет к раскрепощению техники, к художественной оправданности мельчайших деталей ткани.
Я с огромным интересом слушала и слушаю все, что написано этим ярким и своеобразным композитором, перу которого принадлежат произведения в самых разных жанрах: от симфоний, вокально-симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных опусов до музыки к спектаклям, кинофильмам и песням. Помню, как ее концерт- симфония «Сад моего детства» захватил меня с первых же тактов, слушался до конца с неослабленным интересом, а местами и с подлинным напряжением. В данной работе сошлись талант, способность под влиянием живых эмоций находить в богатейшем запасе виртуозного профессионала новые средства для каждого последующего сочинения, как всегда у Дилором Сайдаминовой посвященных большой, значимой теме и идее. Ее музыка способна выразить глубокие чувства о высших, духовных ценностях. Именно музыка – хорошего вкуса и безупречного чувства меры и определила успех этого произведения. Об этом с восхищением говорили коллеги спешившие выразить впечатления после исполнения «Сада моего детства». У Сайдаминовой есть свой характерный авторский облик, и особенности его на основании данного опуса можно сформулировать достаточно определенно. Она большой мастер оркестрового письма, пользующийся очень богатой палитрой красок, проявляющий в этой области много фантазии и изобретательности. У нее чуткий к современности слух. В раскрытии содержания оркестр несет основную нагрузку, мышление композитора-инструменталиста определяет все акценты.
Серьезностью и глубиной замысла отличается, к примеру, трагическое содержание и симфонической эпитафии «Памяти ушедших друзей» (1999), посвященной двум талантливым современникам Сайдаминовой – Сергею Беринскому и Армену Шахбагяну – близким и дорогим сердцу людям. Этот опус написан для полного состава симфонического оркестра с расширенной группой ударных инструментов: набор колокольчиков, ксилофон, вибрафон, маракасы. Здесь весь арсенал средств и приемов направлен на воплощение авторской концепции – философское раздумье, боль утраты и воспоминания о тех, с кем Дилором Ахматовна была творчески дружна многие годы. Композитор широко использует элементы минимализма, репетитивной техники письма сонористические и алеаторные эффекты. Помимо этого здесь присутствует изящная и, пожалуй, даже изощренная полифоническая «вязь». В общем, в данном произведении, как, впрочем, и в других, все это применимо с особым мастерством. В то же время именно здесь ощущается прочная опора на традицию, осуществляемая через жанровую конкретность тематизма и определенный тип логического развития этого тематизма в данном опусе.
Прочно вошли в концертный и педагогический репертуар и фортепианные циклы композитора: «Стены древней Бухары» (1973), «Фрески Афросиаба» (1995) и «Диалог с Хайямом» (2012). Моим первым впечатлением от последнего было удивление: новое произведение показалось слишком необычным. Профессионалы определили его как диалог двух личностей, обозначив этим и лирический тонус, и современную манеру, и эмоциональную полноту, и напряженность музыкальной речи. Автору удалось запечатлеть в звуках образ поэта, философа, математика, астронома и астролога, знаменитого во всем мире своими четверостишиями, посредством рояля.
В «Диалоге с Хайямом» восемь частей, каждая из которых содержит свое образное состояние и пронизана единым настроением. Этот цикл во многом обнаруживает уже знакомые черты стиля композитора – опора на концертность, доминирующая роль сонористических эффектов, применение синтетических приемов фортепианного изложения, изобилующих темброво-колористическими красками.
Замечу, музыкальный язык Сайдаминовой отличается разнообразием и сложностью, идущими, однако, не от увлечения модернистскими крайностями. Сложность ее языка чаще всего связана с необычными аккордовыми построениями, с жесткой интерваликой в горизонталях и вертикалях.
Что меня еще привлекает в ее музыке? Безусловно, звук, являющийся ее страстью и особым отношением к его звуковой материи. Именно в нем, на мой взгляд, и заключается магнетизм сайдаминовской музыки. Этим и объясняются ее многочисленные находки в области звукотворчества, обогатившим тембровую палитру самых различных инструментов. Дилором Сайдаминова подарила слушателям музыку, в которой мы слышим вздохи, стоны, смех, плач, трепет и т.д. – то есть все оттенки душевных переживаний, а также шелест листвы, капли дождя, дуновение ветра. Ее сочинения открывают нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно. В них соединились мелодика и интонации восточного фольклора, опыт мировой музыкальной культуры, а также разнообразные современные стилевые направления. Она и сама признается, что у нее глубоко национальная музыка, но через призму XXI века. Этот автор ощущает себя частью узбекской культуры, причем ощущает это внутри себя на генетическом уровне, не уставая повторять, что родилась в старом городе, жила в традиционной семье, всегда слышала национальную музыку, поэтому и неудивительно, что в ее сознании отложилось духовное начало.
Для любого композитора всегда важно, чтобы появиться на свет и жить, сочинение обязательно должно пройти этап концертного исполнения, и оценено как слушателем, так и музыкальным критиком. Хорошо известно это и Сайдаминовой. Ведь без этого невозможен рост композиторского сознания и умения. Поэтому в своей музыке, будь то трагическая, драматическая, духовная или возвышенная, она всегда создает красоту, считая, что композитор, «разговаривая» со своим слушателем посредством музыкальных звуков, непременно должен вдохновлять его красотой жизни, если учесть, что сегодня с экранов телевизора идет поток негативной информации. К счастью, Сайдаминова привыкла воспринимать жизнь во всей ее полноте, погружаясь в поиск красоты и служению ее в искусстве. Ей близка концепция не конца света, а созидания, предполагающего уход от всякого негатива, на который, просто не остается времени. И еще для нее очень важно, чтобы ее музыка доходила до каждого сердца слушателя. Она ведет с ним разговор о главном, вечном. Ее музыке присущи яркие музыкальные эмоциональные всплески. Поэтому очень часто в партитурах можно, например, услышать три форте, а следом – три пиано.
Она любит заглянуть в своих произведениях в глубь веков, чтобы постичь высочайшую культуру ее предков и установить с ними духовную связь. Она постоянно затрагивает в них и общечеловеческие темы, способные заострить внимание слушателей на глобальных вопросах.
Из произведений, созданных Дилором Сайдаминовой и исполненных в новом тысячелетии, следует выделить: концерт-симфонию «Сад моего детства», композицию «Амир Темур» для соло ударных и симфонического оркестра; музыку к отрывкам из сборника «Западно-Восточный диван»; «Запах ночи» и «Танец дождя» для камерного оркестра; «Primum impe sibi imperare» («Сначала познай себя») для фортепиано и ударных; «Lost in the Eternity…» («Потерянные в вечности») для секстета; «Глиняные буквы, плывущие яблоки» по мотивам повести-притчи Сухбата Афлатуни; фортепианный цикл «Диалог с Хайямом» и другие.
Сайдаминова – самоотверженный творец, отдающий свои способности и талант Родине, родной земле, национальному искусству. Она и сегодня своим творчеством продолжает ярко пропагандировать нашу национальную культуру далеко за пределами Узбекистана. Из произведений, созданных и исполненных в последние годы по заказам солистов и музыкальных коллективов зарубежных стран, можно отметить: «Where there is no Time», созданный для ансамбля The Verdehr Trio, композицию «Azon» для ансамбля Bach Choir of Pittsburgh, Концерт для саксофона тенора и симфонического оркестра для известного музыканта Джеймса Хоулика, «The looking Back» для скрипки и камерного оркестра для лауреата международных конкурсов, профессора Дмитрия Берлинского, Сонату для флейты и фортепиано для профессора Ричарда Шермана. В этих опусах по-новому ярко, интересно и экспериментаторски-смело вновь проявились многоцветные грани ее блестящего таланта. Их музыка рождалась сердцем, а не умозрительными представлениями. Это разговор о смысле нашей жизни, о смысле пребывания на земле, о наших обязательствах перед всем человечеством.
Что касается жизни самой Дилором Сайдаминовой, то она наполнена яркими, интересными встречами и событиями. Она постоянно живет музыкальными впечатлениями. Не пропускает ни одного значительного концерта в консерватории. Слушает всегда внимательно и заинтересованно, вникая во все подробности сочинения.
Она, при всей своей правдивости, крайне деликатна и особенно умеет щадить авторское самолюбие. Одинаково внимательно и с уважением слушает и интересное сочинение, и неудачное, учитывая труд автора. Никогда не обижает невниманием людей малоталантливых. Однако ясность и точность ее суждений требуют от собеседника величайшей собранности. А вот нескромности и претенциозности она не прощает. Все свои дела на земле Сайдаминова свершает только по велению своего сердца.
Сегодня моя героиня находится в отличной творческой форме, продолжает создавать одно за другим все новые и новые сочинения, в которых дарит слушателю свой яркий и неповторимый талант. Ее справедливо называют одним из лучших композиторов современности. А я бы сказала, что она — композитор Мира. Ведь у ее произведений нет языка. Американские, немецкие, швейцарские, русские, польские, латышские слушатели считают ее своим автором и с большим удовольствием слушают произведения мастера. И это самое большое счастье для композитора. Она и сегодня готова творить, делать добро и сеять разумное, доброе, вечное, чтобы своей музыкой растить лучших из людей, учить любить их и ценить достойных. Ее музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают музыковеды, ею восхищаются исполнители и слушатели.
Впереди у нее, как и у каждого ищущего художника, новые идеи, планы, замыслы и чудесные открытия. А 30 апреля камерный оркестр «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов) представит в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана юбилейную программу Дилором Сайдаминовой с участием камерного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана» (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фируза Абдурахимова), заслуженных артистов республики Адибы Шариповой (фортепиано) и Юнуса Гульзарова (саксофон), а также дипломанта международного конкурса Сардора Джумаева (скрипка), лауреата международных конкурсов Динары Сабитовой (скрипка), Виктории Клюкиной (флейта) и Татьяны Мякушко (фортепиано).
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Дилором Сайдаминовой.