back to top
8.9 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Ташкентское коммерческое училище. Часть третья

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Ташкентское коммерческое училище. Часть третья

Часть третья

30 августа 1912 года училище торжественно отметило свой пятилетний юбилей, на котором присутствовал губернатор А.В.Самсонов (1859-1914, погиб на фронте Первой мировой войны). За прошедшие пять лет училище уже в третий раз поменяло свое официальное название, оно стало теперь «Алексеевским коммерческим училищем в городе Ташкенте» в честь наследника престола и попало под юрисдикцию министерства торговли империи.

Заметно, что каждый законотворческий переформат, инициируемый директором училища В.Н.Дуниным-Барковским, улучшал материальное положение учебного заведения. Ташкентское коммерческое училище стало получать 10000 рублей от казны ежегодно. Чтобы образно представить солидность этой суммы для того времени, достаточно вспомнить, что в 1911 г. чеканились золотые червонцы (10 рублей) весом 8,6 грамма 900-ой пробы, т.е. рубль того времени свободно обеспечивался золотом.

С 1911 г. учащиеся обрели свой родной дом по Куропаткинскому проспекту, 75 (в советское время это была улица Первомайская недалеко от перекрестка с Куйлюкским проспектом, в советское время — Куйбышевское шоссе), топографический ориентир — известный позднее в Ташкенте шестой роддом. В ранний советский период в этом здании после роспуска коммерческого училища разместили техникум местного хозяйства и кооперативные курсы. Здание было двухэтажным с просторными хорошо вентилируемыми классами, двумя залами-коридорами, шинельными (по терминологии того времени, в советское время — раздевалками), современными туалетами (тогда в Ташкенте их называли ватер-клозетами, или просто сокращенно — ватерами), электрическим освещением и водопроводом. Число учащихся достигло 500 человек, а во время устраиваемых праздников, театральных спектаклей и литературных вечеров здание училища вмещало до 1500 гостей.

Ташкентское коммерческое училище. Часть третья

В.Н.Дунин-Барковский (сидит в первом ряду четвертый слева) и преподаватели Ташкентского коммерческого училища.

Туркестанский край в этот короткий мирный период перед Первой мировой войной развивался невиданными темпами, и местные просвещенцы не успевали отвечать на кадровые запросы растущей экономики. Неугомонный энтузиаст — директор училища В.Н.Дунин-Барковский однако уже планировал на перспективу преобразовать училище из среднего учебного заведения в средний политехникум с четырьмя отделениями: агрономическим, гидротехническим, горным и коммерческим. Аналогичные учебные заведения появились в Ташкенте только через десятки лет в советский период. Между прочим, идея об основании в Ташкенте политехникума овладела умами губернской админстрации уже в 1913 г., когда был пущен в строй Николаевский канал, положивший начало освоению Голодной степи, в советское время его переименовали в Кировский. И все-таки решено было в недрах губернского управления открывать в перспективе политехниум на базе реального, а не коммерческого училища, и даже начался сбор средств под эту инициативу.

Губернатор А.В.Самсонов, в частности, обращался к городам Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства с призывом пожертвовать деньги на будущий политехникум в Ташкенте. И города Семиречья откликнулись на этот призыв, Пржевальск (ныне это город Каракол в Кыргызстане) субсидировал 1000 рублей, Джаркент (сейчас это город Жаркент в Казахстане) выделил 500 рублей, Пишпек (теперь это столица Кыргызстана Бешкек) отписал 300 рублей, уездный город Копал (в настоящее время это село Аксуского района Казахстана) с суммой в 1913 г. не определился, но обещал откликнуться на эту инициативу. Лепсинск (ныне это село Лепси в Алма-атинской области Казахстана) пожертвовал 150 рублей, и лепсинское купечество дало еще 180 рублей. И только Верненская дума (ныне это город Алма-Ата) отказала в субсидировании. сославшись на скорое открытие у себя семинарии и ремесленного училища. Планам об открытии ташкентского политехникума в 1913 г. не суждено было сбыться, все порушила разразившаяся Первая мировая война. Политехникум и Политехнический институт в Ташкенте появились через десятки лет.

Училище росло, количество учащихся увеличивалось,- а что же преподавательский состав? Директор приглашал преподавателей не просто с высшим образованием, а по-настоящему талантливых в своей сфере. Так появились учитель французского языка Г.Лафонд, окончивший филологический факультет Парижского университета, учитель узбекского языка подпоручик И.Худоярханов (Исмаил Аминович Худоярханов, это внук последнего кокандского хана Худоярхана и брат более известного офицера-орденоносца, после революции перешедшего в Красную армию Азаматбека Аминовича Худоярхана), преподавателем рисования стал работавший до этого в кадетском корпусе художник С.П.Юдин (1858-1923, достоверная дата его смерти неизвестна), выпускник петербургской Академии художеств. Работы Сергея Петровича Юдина ценятся среди коллекционеров, они есть в собраниях Третьяковской галереи и Музея искусств Узбекистана, он также выставлялся на дореволюционных Туркестанских выставках. Английский язык стал преподавать этнический англичанин, т.е. носитель языка и, можно сказать, частично обрусевший и укоренившийся в Ташкенте, Гедеон Ильич Смайлз.

О преподавателе английского языка англичанине Г.Смайлзе тоже информации очень мало, но вот английский разведчик полковник Ф.М.Бейли пишет, что в 1919 г. встречался со Г.Смайлзом, так как тот был британским подданным. Ф.М.Бейли отмечает в своих мемуарах и отчетах, что Г.Смайлз был преклонного возраста, женат на русской женщине и проживал в Ташкенте уже 14 лет. Ко времени свидания с Ф.М.Бейли Г.Смайлз материально нуждался, так как новая советская власть тогда издала указ о запрете преподавания английского языка, и Ф.М.Бейли снабдил его деньгами. Ф.М.Бейли фиксирует, что Г.Смайлз не интересовался политикой, однако в какой-то момент он попал под подозрение представителей новых властей и провел одну ночь в старой Таштюрьме. Ученики француза Г.Лафонда, англичанина Г.Смайлза, учителя узбекского языка И.Худоярханова, художника С.П.Юдина показали отменную успеваемость: у учеников Г.Смайлза — стопроцентная успеваемость, у И.Худоярханова всего 1% неуспевающих учеников, у С.П.Юдина — 2%, у Г.Лафонда — 4%.

Результаты обновления преподавательского состава не замедлили сказаться. И директор отмечал в «Обзоре деятельности Алексеевского коммерческого училища в г.Ташкенте за 1911-1912 учебный год» (Ташкент, электропечатня газеты «Туркестан», 1913): «Рисование поставлено хорошо. В пятом классе рисуют масляными красками иконы для нашего будущего храма, и весьма недурно. Что касается вспомогательных предметов разного рода искусств, то бывшее 14 мая публичное испытание по общему отзыву, приводит к заключению, что пение (классное и хоровое), музыка (духовая и струнная, балаечная), ручной труд, лепка, садоводство, огородничество, шелководство,- поставлены у нас весьма хорошо. Несколько слабее танцы, но все же танцуют все. Что касается строя, военной и сокольской гимнастики (популярная в то время разновидность гимнастики на снарядах, в пирамидах и в массовых упражнениях, зародившаяся в чешском регионе Австро-Венгрии) и в особенности упражнения на неподвижных и подвижных снарядах, то, по общему отзыву — бывших на испытаниях специалистов, училище наше в этом отношении стоит в ряду лучших.

Такой чистоты отделки трудных гимнастических упражнений, каких удается достигнуть нашему училищу, можно видеть не часто. Что всего приятнее, что все эти упражнения производятся учащимися не только без всякого принуждения, но даже по собственной инициативе и желанию. Самые группы и пирамиды ставились опять-таки учащимися без помощи преподавателя. Следует заметить, что физкультуру в коммерческом училище преподавали офицеры ТуркВО. Успехи в физической подготовке учащихся и их своевременная вакцинация позволили директору училища В.Н.Дунину-Барковскому зафиксировать снижение заболеваемости учащихся в том же Обзоре… (указ.соч., с.9): «К весьма отрадным явлениям надо отнести редкую, сравнительно с другими среднеучебными заведениями г.Ташкента, заболеваемость инфекционными болезнями учащихся училища; эти заболевания в течение пяти лет носили в училище спорадический характер даже тогда, когда в других учебных заведениях зараза принимала острый эпидемический характер и дети распускались по домам».

Что касается нравственного воспитания учащихся, то директор коммерческого училища В.Н.Дунин-Барковский, солидаризуясь с другими директорами средних учебных заведений Ташкенте, отмечал одну негативную региональную тенденцию, обусловленую теплым туркестанским климатом. Напомню, что телевизоров и мобильных телефонов тогда не было, и благоприятная погода позволяла детям проводить свое свободное время на улице 11 месяцев в году, общаясь с уличными сверстниками и известно, что такие контакты не всегда носят позитивный характер. А вот проводная телефония в Ташкенте в 1912 г. уже перестала быть диковинкой, и В.Н.Дунин-Барковский предлагал ташкентской общественности сообщать о чрезмерной резвости будущих коммерсантов по телефону училища №192, или даже звонить ему на квартиру по № 515. Подытоживая региональные особенности воспитания, директор коммерческого училища писал, что «внешняя благовоспитанность детей сильно осложняется почти полным отсутствием домашнего воспитания и усилением влияния улицы». Все директора всех средних учебных заведений Ташкента признавали трудным в воспитательном отношении поступающий на обучение контингент. Приходилось прилагать недюжинные педагогические усилия, чтобы отучить детей от уличных замашек.

Ташкентское коммерческое училище. Часть третья

Одна из книг В.Н.Дунина-Барковского

И в заключение несколько слов о самом основателе училища и директоре Валериане Николаевиче Дунине-Барковском (1871, Одесса — 1943, Ташкент). Он родился в Одессе в дворянской семье, но родители его развелись, и воспитывала его мать. В.Н.Дунин-Барковский окончил Алексеевский учительский институт в Тифлисе (ныне это столица Грузии Тбилиси) c cеребряной медалью, затем поступил на военную службу вольноопределяющимся в 6-ой Закаспийский стрелковый батальон. И с этого момента в его биографии замечается внутриличностное совмещение талантов. Он как бы разрывается между военной службой, педагогикой и даже литературной деятельностью и декламаторством. Поступает в Тифлисское пехотное юнкерское училище, которое заканчивает по первому разряду, занимается обучением солдат и участвует в любительских театральных спектаклях.

После нескольких лет службы в Закавказском военному округе поступает в Николаевскую академию генштаба в Петербурге, два курса которой заканчивает в 1899 г. по второму разряду.и выбирает службу в Туркестанском военном округе. В Ташкенте он служит в штабе ТуркВО, а затем исполняет действия инспектора классов Ташкентского кадетского корпуса. Дослужившись до подполковника, переходит на гражданскую службу и основывает Ташкентское коммерческое училище.

За скобками остается его тяга к литературной деятельности, о чем я рассказывал в материале «В гостях у Л.Толстого в Ясной Поляне»: В 1896 г. В.Н.Дунин-Барковский написал драму «Новая жизнь» и послал ее на отзыв Л.Толстому. Текст драмы не сохранился, Л.Толстой отозвался о ней отрицательно, но В.Н.Дунин-Барковский побывал в гостях у писателя в Ясной Поляне и состоял с ним в переписке. Еще одним заметным событием в жизни и карьере В.Н.Дунина-Барковского было его участие в XXY-ой юбилейной Туркестанской сельскохозяйственной выставке в должности исполнительного директора.

Но затем в 1914 г. разразилась Первая мировая война, и вскоре директор коммерческого училища добровольно отправляется на фронт. По некоторым сведениям, это было сделано после персонального приглашения командующего Кавказской армией Н.Н.Юденича (1862-1933), много лет служившего в ТуркВО и женатого на А.Н.Жемчужниковой из известной ташкентской семьи. В отправке на фронт есть и фактор личного примера учащимся коммерческого училища: к этому времени уже воевали и погибали на фронтах Первой мировой войны многие ташкентцы, не исключая даже губернатора А.В.Самсонова.

В.Н.Дунин-Барковский последовательно занимает несколько штабных должностей на Кавказском фронте, в 1915 г. награждается орденом Святого Владимира 4-ой степени с мечами и бантом. В 1917 г. после революции и развала армии полковник В.Н.Дунин-Барковский возвращается в Ташкент с планами опять вернуться к преподавательской деятельности. Между тем послереволюционный социум кардинально изменился. Во-первых, были распущены все царские учебные заведения, во-вторых, В.Н.Дунина-Барковского в 1919 г. мобилизуют в Красную армию. В апреле 1919 г. он даже занимал одну неделю должность начальника Главного штаба при Главкоме Туркестанской республики, что ему несколько «скрасило» (извиняюсь за каламбур) анкетные данные, необходимые при новой власти.

Получалось, что в белой армии он не служил, а являлся участником гражданской войны на стороне красных. Это спасло его от тяжелых последствий после ареста по доносу в сентябре 1919 г., когда он по незнанию наступивших реалий пытался отстоять закрытие церкви Ташкентского кадетского корпуса, прихожанином которой он являлся.Ташкентского кадетского корпуса уже не существовало, а в комплексе зданий разместилась больница для бедных имени Полторацкого. Сейчас это комплекс зданий старого ТашМИ, а здание церкви в перестроенном виде, на удивление, сохранилось. Новая власть в лице компартии Туркестана в сентябре 1919 г. за попытку остоять церковь кадетского корпуса препроводила бывшего директора Ташкентского комерческого училища, бывшего царского полковника и бывшего начштаба Туркестанской автономной социалистической республики в старую Таштюрьму недалеко от Алайского базара.

Саму Таштюрьму переименовали в исправительный дом; таким образом, известный ташкентский педагог и общественный деятель должен был перевоспитываться в метровых стенах Таштюрьмы в человека нового коммунистического будущего. Здесь же он мог встретиться с коллегой Г.И.Смайлзом, учителем английского языка. К счастью, заключение длилось недолго, и В.Н.Дунину-Барковскому удалось вернуться к педагогической деятельности. Не исключено, что протекцию оказал однокурсник В.Н.Дунина-Барковского по Николаевской академии генштаба П.В.Благовещенский, ставший начштаба Туркреспублики при главкоме М.В.Фрунзе, лояльно относившемся к бывшим царским военным специалистам. До революции П.В.Благовещенский также преподавал в Ташкентском кадетском корпусе и привлекался В.Н.Дуниным-Барковским к обучению будущих коммерсантов в Ташкентском коммерческом училище.

Обладая широким кругозором и фундаментальным академическим образованием, В.Н.Дунин-Барковский был способен преподавать различные предметы в новых советских учебных заведениях, от русского языка и литературы и арифметики до основ кооперативного хозяйства и даже тактику артиллерийской стрельбы в Ташкентском пехотном училище. А если посмотреть написанные им методические пособия и учебники, то среди них встречаются даже книги по ботанике. Предчувствуя новый цикл репрессий, в 1928 г. В.Н.Дунин-Барковский переезжает в Иркутск, что было мудрым житейским ходом на тот момент. В Иркутске он преподает в местном университете, а затем переезжает в Москву.

После начала Великой Отечественной войны в 1941 г. В.Н.Дунин-Барковский эвакуируется в ставший ему родным Ташкент. Город, который невозможно оторвать от его судьбы, где его принимали в губернаторском «белом доме», где он директорствовал в коммерческом училище и на юбилейной Туркестанской выставке, где его назначали красным начштаба и сажали в Таштюрьму. По воле рока в 1943 г. В.Н.Дунин-Барковский попал в автомобильную аварию на одной из ташкентских улиц, когда вел внука поступать в суворовское училище, и скончался от полученных ран. Похоронен он был на Боткинском кладбище рядом с матерью и женой, но, к сожалению, могилы их утрачены.

Е. РЯБОВ

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Выражаю свою благодарность и признательность за столь интересную и обширную публикацию. Валериан Николаевич Дунин-Барковский — мой прадед.

  2. Спасибо, уважаемая Татьяна. К счастью, В.Н.Дунин-Барковский оставил обширное потомство. Е.Рябов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Человеческое достоинство и конституционные гарантии их реализации

Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства...

Больше похожих статей