Известно, что эти слова из знаменитой песни А. Пахмутовой и Н. Добронравого адресованы лично выдающемуся сыну человечества Юрию Гагарину. И Юрий Гуляев, и Муслим Магомаев, и Иосиф Кобзон, и многие другие певцы и коллективы с особым вдохновением и проникновенно доносили до слуха миллионов и миллионов слушателей образ отважного русского героя, который первым рискнул покорять космические дали.
И тем не менее, думаю, это образное обращение можно отнести ко всей плеяде первых пионеров освоения космоса, включая и конструкторов, и инженеров, и самих дерзновенных лётчиков. Среди них были и узбекистанцы: космонавты Владимир Джанибеков и Салиджан Шарипов и работники ряда научных учреждений Узбекистана, таких как физико-технический институт им. Стародубцева, институт электроники им. У. Арипова, институт ядерной физики и других, которые помогали создавать космические приборы, и обеспечивали условия жизни на космическом корабле. К примеру, под руководством академика Ш.Вахидова в Ташкентском КБ машиностроения (впоследствии НПО «Коинот») закладывались теоретические и практические основы создания автоматизированных установок для отбора проб и анализа состава космических тел.
Обо всём этом можно и нужно рассказывать отдельно, в специальных материалах. Но сегодня нам хочется поведать читателям о практически неизвестном никому в Узбекистане человеке, который первым принимал Гагарина на земле после успешного полёта в космос. Наряду с майором Егоровым им был узбек по национальности Ата Мехрибонович Бахрамов. Кто же он и каким образом оказался в числе самых близких к Королёву сотрудников начала космической эпопеи?
Бахрамов Ата Мехрибанович родился 20 февраля 1913 года в большой узбекской семье. Отец его жил в ремесленном районе Занжир махалля в Ташкенте (в районе нынешнего цирка), был строителем мечетей. Семья часто переезжала из Ташкента в Бухару, Хорезм, Ашхабад, а в 1919 году возвратилась в Ташкент.
Детские и юношеские годы Ата Мехрибановича прошли в Ташкенте, — C 14 лет он начал работать на производстве, учиться в Средне-Азиатском топографическом техникуме, принимал активное участие в общественной жизни молодёжи..
В 1930 г. СредАзбюро ЦК ВЛКСМ направляет его в Москву на учебу, где он в 1937 году заканчивает Московский авиационный институт (МАИ). Получив диплом с отличием, он с 1938 года работает в ОКБ начальником конструкторской бригады, а с 1939г. – в Министерстве авиапромышленности по опытному самолетостроению, активно участвуя в организации научно-исследовательских институтов ЦАГИ и ЛИИ.
В начале Великой Отечественной Бахрамову поручается эвакуация научно-исследовательских предприятий авиапромышленности, в частности, он назначается уполномоченным Наркомата авиационной промышленности по размещению авиазаводов в городах Ташкенте и Андижане. Успешно выполнив данные решения Государственного Комитета Обороны (ГКО), он направляется организовывать специальное ОКБ и опытный завод в Москве при НИИ №3 Совнаркома СССР по созданию реактивных средств.
С 1943 года А.М.Бахрамов представляет наркомат авиапромышленности во 2-ой Воздушной Армии 1-го Украинского фронта. После войны с 1947 года подполковник-инженер А.М.Бахрамов в составе инициативной спецгруппы работает в Военно-воздушной академии им. Жуковского по специальной тематике создания ракетной техники, а с 1948 г. — в НИИ-4 Академии Артиллерийских наук, является научным руководителем и исполнителем раздела специальных разработок по обороне страны и одновременно заканчивает специально созданные высшие инженерные курсы при МВТУ имени Баумана, где защищает дипломный проект по ракетной технике и с отличием и сдаёт кандидатские экзамены.
В эти годы он активно принимает участие в работе с видными специалистами Королевым, Тихонравовым, Победоносцевым и другими в области ракетной техники, особенно в области применения сверхзвуковых прямоточных двигателей. С 1955г. Полковник-инженер А.Бахрамов работает в ОКБ авиапромышленности в качестве начальника КБ по средствам защиты, спасения и обеспечения жизнедеятельности в летательных аппаратах. Под его непосредственным руководством создается катапультное кресло с кабиной животных для полета в космос Лайки, а затем Белки и Стрелки с возвратом на землю. Затем Бахрамов А.М. в соответствии с программой СССР по основанию космоса возглавляет программу обеспечения жизнедеятельности и средств спасения человека Набрав необходимый опыт, он принимает активное участие в наземных и летных испытаниях и подготовке полета человека в космос. Именно ему выпадает честь первым (совместно с майором Егоровым) встретить Юрия Алексеевича Гагарина на Саратовсой земле, куда затем прилетают Королёв и представители высшего руководства страны и области.
В семидесятых годах, будучи начальником КБ в разработках по программе основания космоса, Бахрамов А.М. возглавляет работы по созданию взрыво-безосколочных унифицированных емкостей высокого давления и унифицированных систем пожаротушения летательных аппаратов.
Будучи на различных ответственных постах в Москве, Бахрамов А.М. не теряет контактов с Родиной, с её учеными и друзьями – он работал в тесном контакте с Усманом Юсуповым и активно сотрудничал с академиками Х.Абдуллаевым, М. Уразбаевым, О.Садыковым, Х.Рахматуллиным, В. Кабуловым и другими.
В 1980г. по направлению института машиноведения АН СССР и по приглашению Академии Наук Узбекистана, Бахрамов А.М. прикомандирован в УзНПО «Кибернетика» для разработки и создания принципиально новой бесконтактной хлопкоуборочной машины по (авторское свидетельство его изобретения №117128 1958г.) Здесь А. Бахрамов с малочисленным коллективом создал в 1980 г. действующий макет машины, а в 1982г. — экспериментальную машину, которая проходила лабораторно-полевые испытания в Ташкентской области с весьма обнадеживающими результатами.
По инициативе Ата Мехрибановича в работы по изучению теории и практических разработок безотказной уборки хлопка были вовлечены институты АН СССР и МГУ им. Ломоносова. Созданная машиностроительным заводом «Звезда» машина под руководством главного конструктора тов. Севернина на лабораторных полевых испытаниях также показала хорошие результаты.
Под руководством Бахрамова в НПО «Кибернетика» была создана фундаментальная наука по изучению потоков, лабораторная база (аэродинамический стенд), и конструкторский отдел по разработке конструкции новой хлопкоуборочной машины.
Мы, авторы данной статьи, имели счастье близко познакомиться с этим удивительным человеком в 1979 году после прибытия Бахрамова в Ташкент – один из нас как сотрудник Института кибернетики, а другой – как партийный руководитель, способствовавший его успешной деятельности по созданию новой машины. Мы подружились, часто совместно проводили досуг, беседовали, вспоминали прошлое и делали прогнозы на будущее.
Так каким же «он парнем был»? Высокий, красивый, обаятельный мужчина, с мужественными чертами лица и гордой осанкой, он несмотря на свой почтенный возраст, сохранил юношеский пыл и задор, задиристую смелость, способность увлекаться новыми идеями и непоколебимой верой в правоту, в неисчерпаемые силы человека, его разума и таланта. Он любил свой народ, переживал его беды, хотя мог несколько критически оценивать некоторые предрассудки и отживающие традиции.
Ата Мехрибонович сразу же сказал нам, что приехал отдать долг своей Родине. «Я немало сделал для страны, её обороноспособности и развитию космонавтики, пришёл черед практически помочь своей республике в решении её самого большого и самого больного вопроса – это уборки хлопка-сырца, в которую ежегодно вовлекаются миллионы не только дехкан, но и учащихся, работники всех сфер народного хозяйства. Это непосильный труд, который необходимо облегчить. И сделает это моя машина». К сожалению, не только объективные, но и субъективные препоны помешали полностью реализовать его проект. Вся официальная наука республики была задействована на усовершенствовании так называемых «шпинделевых» х/у машин и её апологеты не хотели лишаться приоритета в решении проблем сельскохозяйственного машиностроения. Но мешали они втихаря, прикрываясь доброжелательными улыбками.
Думаю, что своевременная реализация его проектов давно уже помогла бы освободиться от использования детского труда и участия горожан в трудоёмкой уборке хлопка, не говоря уже об экономической выгоде отказа от небезопасной дефолиации созревшего хлопчатника.
Но этот удивительный человек по достоинству был оценён в нашей тогдашней супердержаве – он награжден Орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Красной звезды и 16-тью медалями. Он удостоен Диплома и медалью им. Гагарина, медалью им. Королева золотой и бронзовой медалями ВДНХ СССР. Бахрамов А.М. был активным участником общественной жизни, неоднократно избирался в руководящие партийные органы, занесен в книгу Почета предприятия п\\я 1052.
За короткое время Ата Мехрибанович оставил неизгладимое впечатление в сердцах многих узнавших его людей. Он был частым гостем радио и телевидения, особенно в канун дня космонавтики, нередко встречался с молодежью на производстве и в поле.
Он всегда гордился тем, что он, простой узбекский парень, смог достичь таких высот в авиапромышленности и космонавтике, работая бок о бок с её корифеями! … Это был удивительно общительный, жизнерадостный и добрый Человек.
Инвалид второй группы, А.М.Бахрамов после четвертого инфаркта в 1988году скончался, не дожив двух недель до своего 75-летия.
Т.С.НУСРАТОВ, доктор технических наук, профессор, академик Петровской Академии наук и искусств России.
А.М.ХОДЖАЕВ, кандидат философских наук.
Яркий был человек. Текст хоть и короткий, но как полотно. Видно личность!