Домой Экономика и Бизнес С 1 апреля 2018 года в Узбекистане прекращается действие льгот по проектам локализации

С 1 апреля 2018 года в Узбекистане прекращается действие льгот по проектам локализации

0
С 1 апреля 2018 года в Узбекистане прекращается действие льгот по проектам локализации

В рамках постановления Президента Узбекистана от 29 декабря 2017 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год», с 1 апреля 2018 года в республике отменяются льготы, предоставленные предприятиям , включенным в программы локализации, в том числе по реализуемым проектам.

Тем самым дана официальная оценка активной политики локализации импортозамещающей продукции по принципу «покупай отечественное», реализуемой в Узбекистане более 15 лет.

Ставка на этот принцип – не нова для мирового сообщества, ее в разное время активно использовали правительства многих государств. Главная причина, по мнению экспертов, заключается в том, что импортозамещение в краткосрочном периоде обеспечивает динамичное и устойчивое развитие экономики, снижает ее зависимость от внешних факторов, экономит валютные средства, ускоряет внедрение новых, эффективных технологий в процессы производства, предполагает широкое использование местных сырьевых и производственных ресурсов.

Разрабатываемые на протяжении этих лет государственные программы локализации ставили главной задачей обеспечение рабочих мест в национальной экономике, развитие смежных отраслей, повышение доходов населения.

Импортозамещение в Узбекистане имело под собой солидную государственную поддержку в виде предоставления налоговых и таможенных льгот. Участники программы локализации, производящие импортные аналоги зарубежной продукции, освобождались сроком на 3 года от уплаты таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запчасти к нему, налога на прибыль, единого налогового платежа (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) , налога на имущество.

Ставка была сделана на производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, обеспечивающее уровень локализации не менее 36%. При этом доля экспорта локализованной продукции в чистой выручке от ее реализации должна была составлять не менее 20%.

По данным Министерства экономики, в результате реализации с 2000 года Программы локализации реализовано более 2,8 тысяч проектов стоимостью свыше 5,5 млрд. долларов США, освоено производство более 4,8 тысяч новых видов продукции, ранее завозимых по импорту. За последние три года более чем в 2 раза сокращен импорт по 356 товарным позициям, в том числе электробытовой техники, автомобильных фильтров и радиаторов, стальных и медных труб, керамических плиток, отдельных видов тканей из синтетических волокон, медицинских ампул, детских игрушек, спортивного инвентаря.

В настоящее время удельный вес локализованных товаров в общем объеме промышленной продукции превышает 20%.

Президент Узбекистана на видеоселекторном совещании 27 февраля текущего года по вопросам увеличения экспорта и сокращения импорта отметил, что принятые в прошлые годы программы локализации не имеют прочного обоснования, являются лишь очковтирательством и предлогом для получения льгот. «Ни одна организация до сего момента не потрудилась проанализировать – какова структура импорта, какие товары, в каком объеме и по какой цене ввозятся в нашу страну», подчеркнул он.

Глава государства отметил, что план сокращения импорта на 2017 год был выполнен на 88 процентов. За один год было импортировано стирального порошка на 20 миллионов долларов, туалетного мыла — на 13 миллионов, строительных и синтетических красок — на 49 миллионов, шоколада — на 23 миллиона долларов.

Было уделено внимание тому факту, что импорт строительных материалов и фармацевтической продукции в десятки раз превышает экспорт.

Ранее глава государства отметил, что благодаря ликвидации льгот различные недобросовестные предприятия будут лишены возможности ухода от налогов через участие в Программе локализации. В программу будут включаться только по-настоящему необходимые экономике проекты, их реализация будет взята под строгий контроль.

Министерствам экономики и внешней торговли поручено сформировать новую, всесторонне продуманную Программу локализацию. Указано на необходимость внесения конкретных предложений по отмене таможенных платежей при импорте некоторых комплектующих частей, локализацию которых невозможно наладить по конкурентоспособной цене.

Даны указания по организации производства оборудования для крупных предприятий и малого бизнеса, быстроизнашивающихся комплектующих, штампованной продукции и малых гидрогенераторов.

Как уже сообщалось со ссылкой на обсуждаемый на ЕПИГУ разработанный Министерством экономики проект постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизма формирования и реализации Программы локализации производства импортозамещающей продукции», Узбекистан не торопится расставаться с политикой импортозамещения.

В материалах ключевого экономического ведомства отмечена необходимость совершенствования рыночных принципов в процессе локализации производства, отхода от практики включения в Программу локализации конкретных предприятий.

Для дальнейшего расширения масштабов локализации производства и межотраслевой промышленной кооперации, создания современного производства по выпуску конкурентоспособной продукции, обеспечения на этой основе оптимизации объемов и структуры импорта товаров, а также создания новых рабочих мест предложено внедрить новые подходы формирования программы локализации, предусматривающих с 1 апреля 2018 года:

-ежегодное формирование перечня импортозамещающей и экспортоориентированной готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, рекомендуемых к освоению отечественными организациями, в первую очередь на территориях свободных экономических и малых промышленных зон с применением соответствующих льгот в установленном порядке;
-разработку отдельных программ локализации по наиболее импортозависимым отраслям промышленности, с конкретным перечнем проектов по производству оборудования, быстроизнашиваемых комплектующих изделий и материалов.

Предложено утвердить перечни проектов локализации производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции организаций нефтегазохимической (63 проекта), металлургической (133 проекта) и химической (42проекта) промышленности на 2018-2021 годы.

Эксперты ключевого экономического ведомства предлагают также утвердить перечень импортозамещающей и экспортоориентированной готовой продукции, комплектующих изделий и материалов из 467 проектов, рекомендуемых к освоению отечественными организациями в 2018 году.

Разработано Положение о порядке формирования Перечня импортозамещающей и экспортоориентированной готовой продукции, комплектующих изделий и материалов.

Основанием для внесения предложений о включении продукции в Перечень локализуемой продукции является соответствие её параметров следующим критериям:

-наличие импорта аналогичной продукции на протяжении не менее двух лет (кроме случаев производства оборудования, комплектующих изделий и материалов для вновь созданных производств и отраслей промышленности);
-наличие спроса на локализуемую продукцию на внутреннем и/или внешнем рынках;
-наличие технической возможности и местных сырьевых ресурсов для организации производства локализуемой продукции;
-наличие возможности экспорта локализуемой продукции на зарубежные рынки.

В. НОВИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь