Было начало 80-годов прошлого века. В это время я работал заместителем председателя Орджоникидзевского (ныне Кибрайского) райисполкома. В один из дней, с документами на подпись, о распределении легковых автомашин по организациям для реализации, ко мне зашла сотрудница райплана Лимара Исаева. Я только начал знакомиться с бумагами, как зашла заведующая общим отделом Гульнара Рустемова и сказала: «К вам на приём пришёл экономист Плодопитомника института имени Шредера Сеит Меметович Таиров». Гульнара и Лимара (эти замечательные женщины в данное время проживают в Крыму) вышли от меня и ко мне вошёл С.М. Таиров.
Гость после того как мы поздоровались, сел и увидел у меня на столе пятитомник произведений выдающегося государственного и общественного деятеля, талантливого поэта и писателя Шарафа Рашидовича Рашидова, изданный совсем недавно в Москве, и сказал: «Когда эти книги вышли? Я их ещё не видел». В ответ я сказал: «Сеит Меметович, возьмите эти книги себе в подарок. Я возьму себе другой экземпляр». Он с большой благодарностью прижал книги к груди, а затем сказал: «Я пришёл с одной просьбой. У меня нет личного транспорта. В связи с этим возникает очень много трудностей. Просьба помочь в приобретении легкового автомобиля марки «Жигули».
Я слушал его и невольно перед моими глазами проходила вся его сложная судьба, судьба человека известного не только в Узбекистане, но и далеко за её пределами.
Сеит Меметович родился в 1928 году в Крыму, в годы второй мировой войны принимал участие в партизанском движении на Украине, был рабочим-табельщиком в совхозе №10 Янгиюльского района, инспектором Янгиюльского районного отдела статистики, в 1957 году был избран заместителем председателя Октябрьского райисполкома Ташкентской области, в 1962 году был избран первым секретарём Аккурганского райкома партии, в 1974-1978 годах был первым секретарём Джизакского обкома партии, в 1978 году был назначен министром лесного хозяйства республики, кандидат экономических наук, был членом парламента республики, избирался депутатом Верховного Совета СССР.
В 60-70-е годы, когда я работал в органах союза молодёжи, он был одним из ведущих руководителей, маяком столичной области. Не случайно к нему с особым вниманием и уважением относились руководитель Узбекистана Шараф Рашидович Рашидов и руководитель Ташкентской области Мирза Махмудович Мусаханов. Когда я, находясь в служебной командировке, бывал в Аккурганском районе или в Джизакской области, местные руководители с особым уважением и гордостью показывали различные объекты и говорили: «Это было построено при Сеите Меметовиче!» Необходимо отметить, то, что где бы он ни работал, всегда боролся с приписками, с показухой, с так называемыми «потёмкинскими избами». Видимо, это было у него в крови и сказывалась школа работы в органах статистики, где точная цифра ставилась во главу угла.
Под его руководством в Акурганском районе ежегодно производилось не только 100 тысяч тонн хлопка-сырца, но осуществлялась и большая работа в социально-экономической сфере, был построен мемориальный комплекс в честь памяти погибших в годы второй мировой войны, спорткомплекс на берегу реки Ангрен, новые жилые дома, больница, кинотеатр, торговый центр. Шараф Рашидов, 20 апреля 1966 года знакомясь с этими объектами пришёл в восхищение и с чувством большого удовлетворения дал Сеиту Меметовичу новое поручение: построить в Аккургане агрогородок под названием «Мингчинор». В результате чего был построен городок с двухэтажными домами, Дворцом культуры, с центральным отоплением.
Думаю, что всё это послужило основанием того, что когда была образована новая Джизакская область, Шараф Рашидович рекомендовал С.М. Таирова возглавить её. Однако Сеит Меметовичу не пришлось здесь долго работать…
В 1980 году я по вопросам военно-патриотического воспитания был в отдела административных органов ЦК КП Узбекистана. Здесь я тогда познакомился с заместителем заведующего отделом Н.Ибрагимовым. Неъматжон ака Ибрагимов в своё время был заместителем прокурора республики, министром внутренних дел. Когда в Узбекистан прибыли «десантники», Н.Ибрагимов много раз сталкивался с ними, выступал против их незаконных действий. Со временем, бывший министр внутренних дел генерал Н.Ибрагимов написал книгу воспоминаний «Воспоминания. Из дневника генерала в отставке» (Неъматжон Иброҳимов. Ҳаёт эсдаликлари. Истеъфодаги генералнинг кундалигидан. Тошкент-2004.), один экземпляр которой подарил мне. В книге рассказывается о деятельности правоохранительных органов в Узбекистане в советское время, на основе конкретных фактов разоблачаются деяния «десантников».
В данной книге оказывается есть страницы, посвящённые С.М.Таирову. Вот что пишет автор:
«Наступил 1978 год. Был субботний день конца февраля. Я сходил на работу и вернулся домой пораньше. Ещё не успел открыть ворота, как перед нашим домом остановилась машина марки «Волга». Из машины вышел заместитель председателя Государственного комитета безопасности республики Мухаммадамин Насимов.
— Садитесь в машину, Вас приглашает к себе Шараф Рашидович, — сказал он обращаясь ко мне.
Не заходя домой, я вместе с ним поехал в ЦК. В машине оказывается сидел генерал, прибывший из КГБ СССР. Поднялись на шестой этаж. М.Насимов и генерал остались в приёмной. Я один вошёл в кабинет к Шарафу Рашидовичу. Мы поздоровались с Шарафом Рашидовичем и он пригласил меня сесть. Я сел на стул.
— Депутат Верховного Совета СССР, первый секретарь Джизакского обкома партии Таиров пожаловался председателю КГБ СССР Андропову на то, что начальник областного управления государственной безопасности Фазилов подслушивает его телефон, — сказал Шараф Рашидович. – Из Москвы приехал заместитель Андропова Пирожков и ещё один генерал. Вы вместе с ними и Насимовым поедете в Джизак. Проверьте это дело и результат доложите мне».
Выйдя от Шарафа Рашидовича, мы с Насимовым и генералом из Москвы поехали ко мне домой. Я дома сообщил, что по вопросам работы еду в Джизак, и мы отправились в путь. Приехав в Джизак, мы прямо направились в обком партии….
Генерал из Москвы спросил у Сеита Меметовича об имеющихся у него претензиях к начальнику областного управления государственной безопасности Фазилову.
— Какое имеет право начальник областного управления государственной безопасности подслушивать телефон первого секретаря обкома партии, — сказал Таиров. – Он всё время подслушивает мои разговоры. У меня есть свидетели.
Мы вызвали Фазилова. Он полностью отрицал слова Таирова. Мы побеседовали с работниками, которых Таиров пригласил как свидетелей. Они не подтвердили слова первого секретаря обкома. Мы организовали встречу их всех с Таировым. Они все как один заявили:
-Сеит Меметович обманывает. Ничего такого не было.
Таиров видимо понял чем кончится проверка и впал в растерянность…
Он был Героем социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР. Героем он стал, когда работал первым секретарём Аккурганского райкома партии. Когда была организована Джизакская область, он был избран первым секретарём обкома партии. Результаты проверки были рассмотрены на заседании бюро ЦК КП Узбекистана и Таиров был освобождён от занимаемой должности. … Вообще, я его лично считал очень вежливым, тактичным, интеллигентным человеком. Когда он разговаривал с кем-то, независимо от того, младше или старше по возрасту этот человек, обращался к нему называя его обязательно «ака» — «мой старший брат».
Таким образом, Сеит Меметович освобождается от должности первого секретаря обкома партии и назначается министром лесного хозяйства республики. Но дело этим не кончается: он вскоре освобождается от должности министра, исключается из рядов партии и направляется на работу экономистом в Плодопитомник Кибрайского района…
Итак, передо мной сидит широко известный в республике человек, со сложной судьбой, осуществивший много славных больших дел, за долгие годы руководящей работы, под началом которого выросли сотни авторитетных умелых руководителей. Пришёл ко мне с просьбой …
Я проводил гостя и поднялся к руководителю нашего района С.Д.Сайдалиеву. Он выслушал меня и сказал : «Сложный вопрос. С.М. Таиров находится под контролем ЦК и органов. О том, как можно положительно решить его вопрос, посоветуйся со своими кураторами в облисполкоме». Я обратился к заместителю председателя облисполкома, курирующему соответствующие вопросы. Он позвонил председателю партийной комиссии ЦК и получил отрицательный ответ. Сказали, что выделение машины в организацию для реализации человеку, снятому с высокой должности, исключённому из рядов партии, будет равносильно его поощрению …
Через несколько дней Сеит Меметович зашёл ко мне и сообщил: «Я написал письмо Председателю Совета Министров Н.Дж. Худайбердиеву. Пожаловался, что вы не выделяете мне машину. Однако, моя жалоба вам не навредит, а пойдёт на пользу». Но всё равно ему машина не была выделена…
В 1983 году, на одном из последних заседаний бюро ЦК КП Узбекистана под председательством Ш.Р.Рашидова, Сеит Меметович был восстановлен в партии, а через некоторое время по предложению С.Д.Сайдалиева был назначен директором Плодопитомника. За короткий промежуток времени в хозяйстве сразу оживилась благоустроительная работа, начато строительство жилых домов, коттеджного типа и т.д…
В конце 80-х годов я работал председателем Кибрайского районного комитета народного контроля и однажды заехал в Плодопитомник к С.М.Таирову. Время было обеденное. Сеит Меметович сидел в кабинете и пил горячий чай. Мы поздоровались и я предложил: «Сеит Меметович, поехали. Пообедаем в соседнем кафе». Он сказал: «Вы садитесь. Сейчас из Янгиюля приедет генеральный директор мебельной фабрики – мой друг. Я жду его. Вместе и пообедаем». Действительно, вскоре в дверях появился солидный, с иголочки по-современному одетый мужчина средних лет. Мы поздоровались с ним и втроём направились к довольно обветшавшему со временем, старому зданию клуба хозяйства. Директор обратился к гостю : «Видите какое положение. Используйте все свои возможности. Просьба отремонтировать клуб, чтобы он был красивым, уютным, современным». Помолчав немного, Сеит Меметович добавил: «Я всё равно уеду в Крым. Однако до самого последнего дня буду работать так, как будто на всю жизнь останусь здесь. Ради Узбекистана, ради узбекского народа, в трудные году обласкавшему наш многострадальный народ, я не пожалею жизни. Пусть и этот клуб будет памятью обо мне!» После этого мы пошли обедать…
Это была наша последняя встреча. В скором времени Сеит Меметович скончался. Земля Узбекистана, которую он так любил, приняла его в свои объятия, как своего верного сына-труженика, а через несколько лет последовала за ним и его любимая, верная, обаятельная супруга, которую все её знавшие называли с глубоким уважением «Ленура опа».
В эти дни Сеиту Меметовичу исполнилось бы 90 лет…
Н. ТАИРОВ,
политолог
В Аккургане до сих пор помнят этого человека. Очень жаль что сейчас нет талих людей похожих на него.
Очень интересно! Единственное, что делает нас людьми это память.
Легендарная личность! Очень уважаемый и авторитетный человек,многое сделавший при освоении Голодной степи!
Легендарная личность!