История знаменитого произведения «Бухарский орнамент» выдающегося композитора и дирижера Олега Лундстрема (1916-2005) имеет, как оказывается, необычную историю.
В 1971 году тогда еще молодой музыкант, а ныне ветеран отечественного джаза Тимур Кансиров прибывает в Москву, на концерт Государственного камерного оркестра. После представления удалось пробраться к самому Олегу Леонидовичу. Лундстрем, узнав, что его поклонник – из Бухары, признается, что давно собирается писать музыку в типично восточном стиле, и просит прислать ему на адрес визитки записи узбекской и таджикской национальной музыки.
Тимур тщательно отбирает для почты ряд лучших, по его мнению, пластинок и магнитофонных кассет. Это были, как он вспоминает, записи «Шашмакома», и еще много-много другого.
Каждый по-своему «прочитывает» «Бухарский орнамент» Лундстрема.
Безмятежность изжаренной солнцем пустыни, песчаных барханов подходит к концу. Радости чужестранцев, кажется, нет предела. Вдали, словно из миража в пустыне, вырастает обнесенный мощной стеной город – древний красавец долгожданного оазиса.
Сквозь ворота путники попадают в бесконечно длинный, оживленный торговый ряд. Гости не боятся потеряться: вдали виден, указывая главную цель путешественников, величественный минарет Калян. Древняя Бухара гостеприимна и добродушна.
Пешие странники продолжают идти под звуки зазывал, голосов старцев и мальчишек; они идут, пока не появился перекресток, а за ним – весь в бирюзовой майолике купол с входами и выходами по четыре стороны света. Здесь, в тени камня, цвет смешался с эхом, стоит пьянящий запах специй, ремесленники выставили пестрые орнаменты тканей, в глазах рябит от ювелирных изделий.
Уходящая дробь уличного барабанщика постепенно приводит иностранцев в караван-сарай; через двери виден огромный, во весь двор карагач; стены заглушили уличный шум; раскачивается дуновением слабого ветра вода в хаузе; потянуло ко сну после нудного дневного пути, и полуденного шума восточного города…
Эта композиция удачно создана на стыке джаза и симфонической музыки. Заметно, что великого джазмена волнует тонкая связь с местными национальными традициями. Олег Лундстрем сделал здесь, казалось бы, невозможное: передал характерный колорит звучания, без национальных инструментов. В «Бухарском орнаменте» звучит соло на английском рожке; последний похож по тембру на сурнай, хорошо подчеркивает узбекско-таджикские узоры. Саксофоны, кларнет, труба вырисовывают среднеазиатский типаж, передают картину богатого товарами и характерами базара, неторопливый разговор людей в переулках Старой Бухары, величественность дервиша.
Восточная мелодия, африканские ритмы, европейская гармония, с привлечением элементов афроамериканского фольклора сделали «Бухарский орнамент» Олега Лундстрема одним из шедевров джаза. Эта музыка звучит сегодня по всему миру, играется самыми авторитетными коллективами.
Спустя 5 лет, после первой встречи с маэстро, во время гастролей в Бухаре, Лундстрем узнал вновь пробившегося к нему на сцену Кансирова, оставляет ему автограф на конвертах виниловых пластинок, где, среди прочего, была и запись ставшего уже достаточно популярным «Бухарского орнамента».
Сегодня, как никогда, осознаешь важность сохранения традиций советского джаза, с его уважительным вниманием к среднеазиатскому мелосу. Оно, это внимание, стимулировало создание и жизнь местных джаз-сообществ даже в малых городах. Воспоминания и фотографии Тимура Кансирова вдохновляют на новые планы.
Н. ШОХИН
На снимках: Олег Лундстрем с участниками местного джаз-клуба (1), концерт О.Лундстрема в Доме техника (Бухара) (2-4).