На ЕПИГУ продолжается обсуждение проекта Указа Президента « О мерах по кардинальному совершенствованию системы поддержки развития предпринимательской деятельности и улучшению условий ведения бизнеса».
Разработчик документа — Министерство юстиции обоснованием необходимости принятия проекта называет дальнейшее усиление защиты прав субъектов предпринимательства и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого и частного предпринимательства.
Масштабы и эффективность принимаемых мер по улучшению делового климата подтверждаются оценками ведущих международных финансовых организаций и рейтинговых агентств. В докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2018» Узбекистан вошел в первую десятку стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса, говорится в обсуждаемом проекте.
Меры, предусмотренные Указом Президента от 5 октября 2016 года, послужили важным переходным звеном для запуска следующего этапа либерализации условий ведения бизнеса. Вместе с тем, на практике всё еще сохраняются системные проблемы по целому ряду направлений, в частности:
-первое – сохраняется большое количество изживших себя и не отвечающих современным требованиям видов лицензий и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, крайне пассивно внедряются рыночные механизмы взамен устаревших методов государственного регулирования, в связи с чем требуется ускорить передачу отдельных государственных функций институтам гражданского общества, а также внедрение принципов государственно-частного партнерства в рамках осуществления отдельных государственных функций;
-второе – предприниматели все ещё сталкиваются с фактами необоснованного затягивания административных процедур со стороны отдельных уполномоченных государственных органов при оформлении лицензий, документов разрешительного характера, а также оказании государственных услуг;
-третье – продолжает оставаться значительным количество контрольных и надзорных функций государственных органов, не искоренена практика проведения контролирующими органами незаконных проверок деятельности субъектов предпринимательства, мероприятия по профилактике правонарушений в большинстве случаев проводятся формально и недостаточно эффективно;
-четвертое – требуется кардинальное улучшение взаимодействия субъектов предпринимательства с банковскими, финансовыми, страховыми, оценочными, риэлторскими, консалтинговыми организациями и другими субъектами рыночной инфраструктуры, в том числе путем активного внедрения современных рыночных механизмов.
Проектом Указа предусмотрено сокращение лицензионных и разрешительных процедур, широкое использование альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности, таких как общественный контроль, саморегулирование, сертификация, аккредитация, страхование гражданско-правовой ответственности, техническое регулирование.
Предложено отменить с 1 апреля 2018 года отдельные лицензируемые видыв деятельности и разрешительные процедуры в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения некоторых их видов, сократить сроки оформления лицензий и документов разрешительного характера, передать функции по лицензированию отдельных видов деятельности от Кабинета Министров Республики Узбекистан соответствующим государственным органам , а функции по выдаче лицензий и документов разрешительного характера от республиканских органов государственного управления территориальным органам государственного управления и органам государственной власти на местах.
С 1 апреля текущего года предложено ввести порядок, в соответствии с которым все лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности выдаются без ограничения срока их действия. Исключение составляют лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, на право занятия деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также эксплуатацией и оказанием услуг сетей сотовой связи и телерадиовещания.
Помимо кардинального сокращения количества лицензий и документов разрешительного характера предложено обратить особое внимание на упрощение и дальнейшее повышение уровня прозрачности административных процедур.
В числе рассматриваемых предложений — передача отдельных контрольных функций от контролирующих органов институтам гражданского общества и органам государственного управления.
Документ может быть утвержден, изменен или отклонен.
В. НОВИКОВ
Одно из самых безобразных творений в сфере госконтроля-это заключение государственной экологической экспертизы: лично привези письмо и проект в Ташкент в ГОскомэкологию,получи через 3 дня договор на оплату( если договор ещё дадут), оплати и лично привези платежное поручение, десятки раз звони узнавай готово или нет.Через месяц с лишком после оплаты лично приезжай с доверенностью и паспортом, жди потом может быть получишь.Т.о. более 2-3месяцев уходит на получение заключения.У ворот Госкомэкологии жди часами,ни скамейки, ни приемной, ни консультации тебе.