Начну с примечательного факта моей жизни: в 1972 году я проходил «беседу» в ЦК КПСС в связи с намечаемым избранием меня секретарём ЦК комсомола нашей республики. Заведующий сектором Средней Азии ЦК Ю.И. Полукаров призвал меня более решительно бороться с проявлениями национализма, которые иной раз проявляют себя в республике.
«Вы представляете, в Андижанской области даже умудрились назвать один колхоз именем Бабура», — патетически воскликнул он. – «Ну и что?», -наивно спросил я. «Как это что? Бабур ведь был падишахом, завоевателем, он не только угнетал народные массы в Средней Азии, но и в завоёванных им Афганистане и Индии. Как идеолог, Вы меня удивляете». Я ответил, что народом Бабур воспринимается прежде всего, как тонкий поэт, ностальгирующий лирик, чьи песни до сих пор любимы. Более того, великий Неру очень благодарно отозвался о Бабуре в своей знаменитой книге «Открытие Индии». Юрий Иванович откровенно был обескуражен, но надо отдать ему должное – не стал выгонять меня из кабинета, а, наоборот, видимо, по-своему оценил мою смелость и познания. Во всяком случае, я вскоре стал крупным идеологическим работником. (А Ю.И. Полукаров впоследствии был избран 2 секретарём ЦК Компартии Таджикистана).
Так из-за кого же я поспорил с высоким партийным чиновником?
Известный узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства и литературы Захиритдин Мухаммад Бабур за свою короткую 47-летнюю жизнь (1483-1530) оставил богатое литературное и научное наследство. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству.
Но Бабур оставил ещё и огромное государство, получившее в Европе название «Империя великих моголов». В очередной раз можно сожалеть, что знаменитые наши земляки — выходцы из Узбекистана — вошли в анналы истории либо с искажёнными именами, подобно Авиценне или Тамерлану, либо как представители других национальностей и стран, чаще всего – арабских. А Бабур – уроженец Ферганской долины, основатель единого и крупного государства на севере Индии, до сих пор воспринимается многими как монгол, воинствующий кочевник. В бывшем Союзе таких заблуждений не было, но не было и интереса официальных лиц к этой исключительно одарённой и необычайной личности, поскольку он был классово «чуждым элементом». Вот и случилось, что мы чуть ли не впервые заговорили о Бабуре только после приезда к нам в 1954-м году первого Премьер-Министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Первую же характеристику Бабура мы прочитали опять же в его книге.
Своё письмо за №88, адресованное 3 сентября 1932 года из тюрьмы своей дочери Индире Ганди, Неру посвятил именно Бабуру. Приведу его суждения:
«… Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали. Он был свободен от сектантской ограниченности и религиозного фанатизма и не разрушал, ка это делали его предки. Бабур увлекался искусством и литературой и сам писал стихи. Он любил цветы и сады и в жаркой Индии часто вспоминал свою Родину в Средней Азии. «Фиалки так прекрасны в Фергане, — писал он в воспоминаниях, — там масса тюльпанов и роз».
Бабур был ещё мальчиком 11 лет, когда стал правителем Самарканда. Это была отнюдь не лёгкая должность, Со всех сторон его окружали враги. И в том возрасте, когда маленькие мальчики и девочки ходили в школу, ему пришлось сражаться на поле брани. Он потерял свой трон и снова завладел им, испытав много приключений на своём жизненном пути. И всё же он ухитрялся заниматься литературой, поэзией и искусством. Честолюбие его подгоняло. Завоевав Кабул, он перешёл Инд и вторгся в Индию. Армия его была очень невелика, но он располагал артиллерией нового типа, которую в то время начали применять в Европе и Западной Азии. Несметные полчища афганского противника, выступившие на борьбу с ним, были полностью разгромлены этой небольшой, хорошо обученной армией… и Бабур одержал победу. Но на этом трудности его не кончились, и судьба его ещё не раз висела на волоске. Однажды, когда ему угрожала опасность, его полководцы посоветовали ему отступить на север. Но он был сделан из более прочного материала и заявил, что предпочитает встретить смерть, но не отступить. Он любил вино. Но в этот критический момент своей жизни решил бросить пить и разбил все свои винные кубки. Победа досталась ему, и он сдержал свой обет не пить вина.
… Бабур написал воспоминания, и эта восхитительная книга позволяет заглянуть в сокровенный мир этого человека. Он рассказывает нам об Индокитае, о его животных и цветах, о деревьях и фруктах — не забывает даже о лягушках! Он тоскует о дынях, винограде и цветах своей Родины.
Бабур умер в 1530 году. Существует хорошо известный рассказ о его смерти. Сын его Хумаюн был болен, и Бабур из любви к сыну предложил свою жизнь взамен, если сын поправится. Рассказывают, что Хумаюн поправился, а Бабур умер через несколько дней после этого.
Тело Бабура доставили в Кабул и похоронили там в саду, который он любил. Наконец-то он вернулся к цветам, по которым так тосковал.».
Да, прах Бабура покоится в Кабуле, неописуемой красоты дворцы, построенные при нём и во время царствования всей великой династии Бабуридов, до сих пор украшают города Индии, но в независимый Узбекистан только теперь, наконец-то на полных правах, вернулось гордое имя одного из самых выдающихся сынов нашей земли.
Под конец предлагаю читателям одну из газелей Бабура.
«Как я сонное счастье своё разбудить, о Боже, хочу!
Этот гибкий, податливый стан я обвить на ложе хочу.
К этим сладкоречивым губам как хочу губами припасть!
Эту розоподобную плоть целовать до дрожи хочу. Словно Солнце – лицо… нет, Бабур! Новолунья – брови… стыдись!
Я сравненья такой красоте подыскать дороже хочу!»
Не правда ли, какое изящество слов и мыслей!
Ало ХОДЖАЕЕВ