back to top
12.1 C
Узбекистан
Понедельник, 18 ноября, 2024

Женщины-врачи в Туркестанском крае

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться
Женщины-врачи в Туркестанском крае

В 1883 году в Ташкенте была открыта первая амбулаторная лечебница для мусульманских женщин. Вслед за ней подобные медицинские учреждения стали появляться и в других городах Туркестана – Самарканде, Коканде и Маргилане, Андижане и Намангане. Ранее местные женщины лечили свои недуги лишь благодаря заочным советам табибов (народных врачей-самоучек) и повитух (дая). Предписания мусульманской религии строго запрещали им не только лечиться, но даже являться с открытым лицом перед посторонними мужчинами. Кроме мужа, женщину-мусульманку могли видеть лишь ближайшие родственники.

Посему лечение их медиками-профессионалами стало возможно лишь после вхождения Средней Азии в состав Российской империи. Причем сотрудниками появившихся в регионе поликлиник могли быть только женщины-врачи. А так как на всей недавно присоединенной территории имелись лишь военные врачи-мужчины, то петербургскому правительству пришлось создать льготные условия для привлечения в Туркестанский край женщин с медицинским образованием.

Первыми врачами и фельдшерицами, пожелавшие приехать сюда, стали вольнонаемные дамы из различных губерний России. Все они получали казенные средства от государства на прогон двух лошадей от дома и до места назначения, а также единовременное пособие в размере полугодового оклада жалованья с обязательством прослужить в Туркестане не менее трех лет. Оставившие службу ранее этого срока обязаны были возвратить выданные им средства на прогоны и пособие. Те же медички, безупречно прослужившие здесь не менее пяти лет, получали право при оставлении службы на прогоны двух лошадей в обратном направлении в пределы России и пособие в размере полугодового оклада своего жалованья. Кроме того, они получали право на один четырехмесячный отпуск с сохранением полной заработной платы в течение трех лет службы.

Естественно, что женщин-врачей, решившихся оставить родные места и переселиться в далекий и незнакомый Туркестан, было немного и потому для каждой из них местным властям приходилось создавать хотя бы минимальные бытовые условия для жизни и деятельности. Так, например, открывшаяся в 1885 году в Самарканде лечебница помещалась в туземной части города, по соседству с жилыми кварталами. Это объяснялось тем, что мусульманские женщины, даже под покрывалом, избегали появляться в русской части города. Прием больных начался 14 февраля 1886 года. Первыми медиками этой поликлиники были врачи Екатерина Федоровна Бобарыкина и Александра Владимировна Пославская, а также фельдшерица София Романовна Пластунова-Ковденко. Кроме них, в штате лечебницы состояли женщина-переводчик, женская прислуга и дворник.

Прием больных начинался в девять часов утра и продолжался до 14.00. Выходными днями считались пятница (мусульманский день отдыха) и воскресенье. Приходящие лечиться женщины сначала записывались врачом в специальную книгу и получали билет с номером. Дети записывались в отдельную книгу. Тяжелые больные, не имевшие возможность посещать врача в поликлинике, записывались в особую книгу. Врачи не только совершали еженедельные обходы таких больных, но и нередко вызывались на дом для оказания акушерской помощи при трудных родах или лечения больных детей. Причем услугами этой поликлиники довольно быстро стали пользоваться не только горожанки, но и население окрестных кишлаков.

Все больные, обращавшиеся в названную лечебницу, получали консультации и советы, лекарства и медицинские пособия совершенно бесплатно. Никакой платы с больных не взималось и за посещения врачами больных на дому. Все расходы на устройство и содержание лечебницы производилось за счет городских сумм. Вышеуказанные книги служили проверочными документами и становились базой для ежемесячных, квартальных и годовых отчетов военно-медицинскому инспектору и главному врачу области.

Условия работы самаркандской амбулаторной лечебницы для туземных женщин ничем не отличались от таковой же амбулатории в европейской части России. Разница состояла лишь в том, что разговор врача с пациенткой велся через переводчицу. Кроме того, строго соблюдались нормы мусульманской морали – изолирование больных женщин от глаз посторонних мужчин: ни один мужчина не имел права входить в комнату, где находилась врач и ее пациентка.

Во время приема больных врачу помогала исключительно женская прислуга. Мужья, сопровождавшие жен в лечебницу и отцы больных детей ожидали их у ворот заведения. Сами пациентки в теплое время года ожидали свою очередь во дворе, зимою же в специальном помещении без отопления, но с примитивной грелкой. Это был обычный для местного населения сандал. В земляном полу вырывали небольшую ямку и наполняли ее горящим углем. Над ямкой устанавливали небольшой деревянный столик и покрывали его большим ватным одеялом. Вокруг стола усаживались посетители и помещали для обогрева свои руки и ноги под одеяло.

Когда же женщина-врач в сопровождении переводчицы посещала больных в их жилищах, это вызывало живейший интерес не только в семье, вызвавшей ее на дом, но и у всех ближайших соседей. Еще задолго до приближения к дому больной экипаж врача окружался толпой мальчишек и с громкими криками сопровождался до самого места.

Около больной всегда находилась ее мать или старая родственница. Но, кроме них, с появлением женщины-врача больную окружал целый рой соседок и детишек всех возрастов, с любопытством следивших за всем происходящим. Нередко стоило больших трудов отогнать от больной эту толпу. А затем, когда после расспросов и переговоров дело было кончено, русским медикам, даже в самых бедных домах, непременно предлагалось угощение, начинавшееся с миндаля, орехов, винограда и прочих сластей. Следует отметить, что каждый прием женщины-врача в мусульманских семьях был всегда почтителен и приветлив.

Деятельность русских женщин-врачей в самаркандской амбулатории довольно наглядно характеризуют официальные статистические данные: за период с 1886 и до 1 января 1894 года в этом учреждении лечились более 28 тысяч женщин и 14 с половиной тысяч детей. Стоит напомнить, что в указанный период все население Самарканда составляло чуть более 26 тысяч человек, из которых 12 тысяч были женщинами.

Рубен НАЗАРЬЯН

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане введут спортивную «Олимпиаду пяти инициатив»

Президент Узбекистана подписал постановление №392 от 15 ноября 2024 года, направленное на реформу преподавания физического воспитания в школах и развитие профессиональных навыков учителей. Об этом сообщает пресс-служба Министерства юстиции.

Больше похожих статей