В 1883 году в Ташкенте была открыта первая амбулаторная лечебница для мусульманских женщин. Вслед за ней подобные медицинские учреждения стали появляться и в других городах Туркестана – Самарканде, Коканде и Маргилане, Андижане и Намангане. Ранее местные женщины лечили свои недуги лишь благодаря заочным советам табибов (народных врачей-самоучек) и повитух (дая). Предписания мусульманской религии строго запрещали им не только лечиться, но даже являться с открытым лицом перед посторонними мужчинами. Кроме мужа, женщину-мусульманку могли видеть лишь ближайшие родственники.
Посему лечение их медиками-профессионалами стало возможно лишь после вхождения Средней Азии в состав Российской империи. Причем сотрудниками появившихся в регионе поликлиник могли быть только женщины-врачи. А так как на всей недавно присоединенной территории имелись лишь военные врачи-мужчины, то петербургскому правительству пришлось создать льготные условия для привлечения в Туркестанский край женщин с медицинским образованием.
Первыми врачами и фельдшерицами, пожелавшие приехать сюда, стали вольнонаемные дамы из различных губерний России. Все они получали казенные средства от государства на прогон двух лошадей от дома и до места назначения, а также единовременное пособие в размере полугодового оклада жалованья с обязательством прослужить в Туркестане не менее трех лет. Оставившие службу ранее этого срока обязаны были возвратить выданные им средства на прогоны и пособие. Те же медички, безупречно прослужившие здесь не менее пяти лет, получали право при оставлении службы на прогоны двух лошадей в обратном направлении в пределы России и пособие в размере полугодового оклада своего жалованья. Кроме того, они получали право на один четырехмесячный отпуск с сохранением полной заработной платы в течение трех лет службы.
Естественно, что женщин-врачей, решившихся оставить родные места и переселиться в далекий и незнакомый Туркестан, было немного и потому для каждой из них местным властям приходилось создавать хотя бы минимальные бытовые условия для жизни и деятельности. Так, например, открывшаяся в 1885 году в Самарканде лечебница помещалась в туземной части города, по соседству с жилыми кварталами. Это объяснялось тем, что мусульманские женщины, даже под покрывалом, избегали появляться в русской части города. Прием больных начался 14 февраля 1886 года. Первыми медиками этой поликлиники были врачи Екатерина Федоровна Бобарыкина и Александра Владимировна Пославская, а также фельдшерица София Романовна Пластунова-Ковденко. Кроме них, в штате лечебницы состояли женщина-переводчик, женская прислуга и дворник.
Прием больных начинался в девять часов утра и продолжался до 14.00. Выходными днями считались пятница (мусульманский день отдыха) и воскресенье. Приходящие лечиться женщины сначала записывались врачом в специальную книгу и получали билет с номером. Дети записывались в отдельную книгу. Тяжелые больные, не имевшие возможность посещать врача в поликлинике, записывались в особую книгу. Врачи не только совершали еженедельные обходы таких больных, но и нередко вызывались на дом для оказания акушерской помощи при трудных родах или лечения больных детей. Причем услугами этой поликлиники довольно быстро стали пользоваться не только горожанки, но и население окрестных кишлаков.
Все больные, обращавшиеся в названную лечебницу, получали консультации и советы, лекарства и медицинские пособия совершенно бесплатно. Никакой платы с больных не взималось и за посещения врачами больных на дому. Все расходы на устройство и содержание лечебницы производилось за счет городских сумм. Вышеуказанные книги служили проверочными документами и становились базой для ежемесячных, квартальных и годовых отчетов военно-медицинскому инспектору и главному врачу области.
Условия работы самаркандской амбулаторной лечебницы для туземных женщин ничем не отличались от таковой же амбулатории в европейской части России. Разница состояла лишь в том, что разговор врача с пациенткой велся через переводчицу. Кроме того, строго соблюдались нормы мусульманской морали – изолирование больных женщин от глаз посторонних мужчин: ни один мужчина не имел права входить в комнату, где находилась врач и ее пациентка.
Во время приема больных врачу помогала исключительно женская прислуга. Мужья, сопровождавшие жен в лечебницу и отцы больных детей ожидали их у ворот заведения. Сами пациентки в теплое время года ожидали свою очередь во дворе, зимою же в специальном помещении без отопления, но с примитивной грелкой. Это был обычный для местного населения сандал. В земляном полу вырывали небольшую ямку и наполняли ее горящим углем. Над ямкой устанавливали небольшой деревянный столик и покрывали его большим ватным одеялом. Вокруг стола усаживались посетители и помещали для обогрева свои руки и ноги под одеяло.
Когда же женщина-врач в сопровождении переводчицы посещала больных в их жилищах, это вызывало живейший интерес не только в семье, вызвавшей ее на дом, но и у всех ближайших соседей. Еще задолго до приближения к дому больной экипаж врача окружался толпой мальчишек и с громкими криками сопровождался до самого места.
Около больной всегда находилась ее мать или старая родственница. Но, кроме них, с появлением женщины-врача больную окружал целый рой соседок и детишек всех возрастов, с любопытством следивших за всем происходящим. Нередко стоило больших трудов отогнать от больной эту толпу. А затем, когда после расспросов и переговоров дело было кончено, русским медикам, даже в самых бедных домах, непременно предлагалось угощение, начинавшееся с миндаля, орехов, винограда и прочих сластей. Следует отметить, что каждый прием женщины-врача в мусульманских семьях был всегда почтителен и приветлив.
Деятельность русских женщин-врачей в самаркандской амбулатории довольно наглядно характеризуют официальные статистические данные: за период с 1886 и до 1 января 1894 года в этом учреждении лечились более 28 тысяч женщин и 14 с половиной тысяч детей. Стоит напомнить, что в указанный период все население Самарканда составляло чуть более 26 тысяч человек, из которых 12 тысяч были женщинами.
Рубен НАЗАРЬЯН