История экономических, торговых и культурных связей народов Средней Азии и Индии насчитывает многие столетия. Особенно тесными и плодотворными связи эти стали после нашествия монгольских орд, когда тысячи представителей среднеазиатской аристократии, науки и культуры вынужденно покинули родину и нашли себе приют на территории Индии.
Эта страна и прежде привлекала особое внимание деятелей мусульманской культуры – достаточно вспомнить имена великих энциклопедистов Бируни и Хорезми, тесно сотрудничавших с индийскими коллегами. И их потомки из Мавераннахра и Хорасана, ставшие беженцами или вынужденными переселенцами, тоже внесли достойный вклад в развитие науки и культуры своей новой родины. К их числу можно отнести уроженца Бухары Мухаммада Ауфи, Амира Хосрова, отец которого был выходцем из Кеша (Шахрисабза) и ташкентца Бадриддина Чачи.
Если о первых двух вышеназванных деятелях культуры написано немало статей и монографий, то личность и деятельность Бадриддина Чачи все еще недостаточно изучена. Хотя его вклад в развитие литературных связей наших народов довольно велик. Биографических сведений о нем почти не сохранилось и потому приходиться черпать их из самых различных источников, большинство которых недостаточно достоверны.
Родился он в 1285 году и прожил до зрелого возраста, как предполагают, в Чаче (современный Ташкент), где и началась его литературная деятельность. Имеются сведения, что Бадриддин писал свои стихи на тюркском языке и был известен в среде местных поэтов. Подобно другим деятелям мусульманской культуры он стремился расширить свой кругозор, совершая длительные путешествия по различным странам Востока. Заключительным этапом его вояжа стала Мекка, которую он посетил в начале 1330-х годов. Возвращаясь оттуда, он решил посетить и Индию, а оттуда вернуться домой. Однако судьба распорядилась по-иному: попав в эту страну, Бадриддин Чачи, по неизвестной нам причине, остался в ней до конца своих дней.
Это было время, когда многочисленные беженцы из Средней Азии Ирана создали на территории Индии крупное и влиятельное государство – Делийский султанат. Подробностей о жизни Чачи в Дели практически не сохранилось. Но зато известно, что он довольно скоро вошел в число придворных поэтов, традиционно создавая свои стихи на языке фарси. По некоторым сведениям Бадриддин был весьма плодовитым автором. В рукописи, хранящейся в одном из архивов Узбекистана, сказано, что ему принадлежит стихотворный диван из шести тысяч бейтов, а также поэма «Шахнамэ», посвященная делийскому султану Гиясиддину, состоящая из 35 тысяч бейтов. Однако оба этих произведения не сохранились.
Из дошедших же до современности сочинений Чачи можно упомянуть сборник под названием «Шархи касаиди Бадр Чачи», в котором объединены произведения различных жанров: 71 касыда, 103 китъа и 35 газелей. Все они были написаны поэтом в 1344 году. Помимо этого, о литературном мастерстве Чачи можно судить по некоторым газелям, вошедшим в «Диван» Авхаддина Анвари. Наиболее же достоверным источником его творческого наследия может служить рукопись, хранящаяся в фондах Института востоковедения АН Узбекистана, содержащая 98 касыд и газелей, а также 11 китъа и ряд рубаи. Хотя, следуя восточным традициям, Чачи специализировался на лирической поэзии, некоторые его газели и рубаи свидетельствуют об интересе автора к философии.
Как и его великий предшественник Амир Хосров, Бадриддин Чачи был признан одним их лучших поэтов султаната и за заслуги удостоен высокого звания «маликуш-шуаро» (эмир поэтов). Современники же почтительно именовали его «фахруз заман» (гордость эпохи). Сам же он, осознавая собственное мастерство, скромно писал в одном из своих сочинений:
Мароке фахруз заман хонад, шохи исломам
Лакаб магуй чуз тутийи шакар гуфтор.
Меня называют «гордостью эпохи», (будто бы) я царь ислама,
Но не давай мне лакаб (псевдоним), кроме «тутийи шакар гуфтар»
(сладкоголосый попугай)…
Уроженец Ташкента прожил всего 50 лет (скончался в 1335 году) и был с почестями упокоен на одном из мусульманских кладбищ Индии.
Рубен НАЗАРЬЯН