Как видите, заголовок статьи не закавычен, ибо, несмотря на свою афористическую выразительность, слова эти не принадлежат какому-либо классику – нет. но убеждённо отстаивать их обоснованность я готов. Вся история развития мировой цивилизации связана со стремлением целых народов и отдельных личностей к свободе, к обретению воли и независимости.
И всё это долгое время самые мудрые представители человечества пытались дать наиболее точное определение понятию свобода в его философском, правовом, политическом и этическом толковании. Об этом написаны сотни, даже тысячи трактатов и изречений, и все они представляют несомненный интерес.
В данном случае я нашёл нужным упростить, «заземлить» понимание этой обязательной субстанции нормальной человеческой жизни. И делаю это я, как
вы догадываетесь, преднамеренно, с учётом проводимой кампании по выборам депутатов районных советов в городе Ташкенте.
Да, законодательством Узбекистана предусмотрена обязательная альтернативность выборов, и в связи с этим условием все политические партии уже
сформировали списки своих кандидатов в депутаты. Безусловно, своими правами на выдвижение сполна воспользовались все четыре партии, точнее – их городские отделения, а также органы местного самоуправления на местах.
На выборах в районные Кенгаши народных депутатов Ташкента, которые состоятся 24 декабря, представлено 1 650 кандидатур – по 150 от каждого района. Большую часть кандидатов представляют политические партии – это «Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально — демократическая партия Узбекистана», НДПУ (народно-демократическая партия), демократическая партия «Адолат» (Справедливость) и партия «Миллий тикланиш» (Национальное возрождение). 0стальные кандидаты являются беспартийными, либо, несмотря на свою партийную принадлежность, отстаивают на данных выборах запросы и интересы общего схода самоуправления граждан – жителей столицы.
При этом важно отметить, что среди участников выборов, выдвинутых политическими партиями, не менее 30% составляют женщины, что даёт основания надеяться на как можно большее участие женской половины общества в решении практических задач в махаллях и кварталах города.
Для проведения выборов образовано 11 избирательных комиссий – по числу столичных районов. При этом каждый район включает 30 избирательных округов. Таким образом, выборы будут проходить на 885 избирательных участках. При каждой районной избирательной комиссии должна работать пресс-служба, а выборы в целом курирует единый пресс-центр.
Свою предвыборную агитацию кандидаты проводят при помощи телеканала «Toshkent» и газет «Тошкент окшоми» и «Вечерний Ташкент».
Необходимо подчеркнуть, что данные выборы и дальнейшее функционирование районных советов народных депутатов ярко свидетельствует о восстановлении конституционных норм народовластия в нашей республике, инициированное в этом году Президентом Щ.М.Мирзиёевым. Очевидно, что это было необходимо, ибо почти каждый район нашей столицы по численности населения и производственно-деловой насыщенности равен, а иногда и превосходит другие крупные населённые пункты страны.
Это означает, что отныне бесчисленные проблемы и вопросы могут и должны решаться прямо в самих районах, а не где-то там наверху. Создание или строительство новых социальных объектов, снос старых, подведение дорог и мостов, переименование объектов. и так далее – все эти немаловажные вопросы должны теперь решаться на местах с учётом мнения самого населения. Мировая практика убедительно доказывает, что людей гораздо больше интересуют насущные проблемы на их или соседних улицах, в их кварталах и поселениях, нежели вопросы большой государственной политики.
Занимаясь журналистикой, я сам неоднократно сталкивался с таким феноменом житейских интересов в десятках зарубежных странах. Как бы ни были велики и оправданы грандиозные планы реконструкции, к примеру, дорожного строительства, но без согласия органа местного самоуправления там не может быть снесён ни один дом или социальный объект.
А у нас? По указанию сверху могут сначала снести целые кварталы, а потом уже, задним числом, принимается навязываемое решение горсовета. Примеров тому сотни. Отныне можно надеяться, что голос народа будет более значимым и даже определяющим. Тем более, что бюджет района будет теперь рассматриваться самим райсоветом. И ещё один юридический и нравственный аспект — до сих пор у хакима района были только «начальники» наверху, а теперь его деятельность должна контролироваться депутатами райсовета.
Главное в таких условиях — добиться подлинного изъявления воли и проявления действительных инициатив самих рядовых избирателей, а не очередных, срежиссированных опять же властными структурами организованных мероприятий, которыми можно сымитировать показную «активность» народных масс. Что и говорить, далеко не всё благополучно пока ещё у нас на местах и с состоянием экономики, и социальных вопросов, и с воспитанием молодого поколения, и с морально-этическим обликом иных руководителей и чиновников. Население это видит, проявляет беспокойство и недовольство. И поэтому не нужно a priori, то есть изначально, считать, что все явные и скрытные действия и предложения тех же хокимиятов заведомо правильны и удачны. И даже если это и так, то всё равно население должно максимально приобщённо принимать участие и в самом выдвижении, и, разумеется, в выборах наиболее достойных своих представителей, чтобы было с кого спросить, а не сетовать, что в очередной раз «подсунуты» не те депутаты или руководители.
Наличие такого набора альтернативных кандидатур, такого выбора и будет означать в данном случае наличие изначальной свободы, истинного волеизъявления самих избирателей. Это не проповедь азбучных истин, поскольку настоящей свободой на практике мы (даже журналисты!) пока всерьёз не обладаем.
У населения в данный момент есть реальная возможность свободно воспользоваться своими конституционными правами и избрать воистину самых лучших, самых активных и принципиальных деятелей в местные руководящие органы. От их состава во-многом будет зависеть «лицо» нашего любимого города.
А, ХОДЖАЕВ
A, разве те кто выполнял(ет) обязанности по благоустройству города ("Лица") и обеспечивает коммунальное обслуживание, не профессионалы, не самые лучшие, не самые активные и не принципиальные деятели или у них не хватало: финансов, соответствующего образования, тех. возможностей, опыта работы в данной сфере, но если посчитать тех кто персонально отвечает(л) за данную работу, то наверное их не мало, ещё добавите "ответственных" различной категории. А тех.состояние многоквартирных жилых домов отдали на разорение ТСЖ-ТЧСЖ, Управляющим компаниям, Ассоциациям — кто их создавал?, а результат виноваты сами жильцы не умеют организоватъ,
не своевременно оплачивают обязательные взносы, так "Узбекистанцы" за природный газ и электроэнергию задолжали по разным оценкам от 5 до 7 тр. сум это реально. Но за сбор различных платежей отвечает не Потребитель и не собственник квартир. Может задолжали те кто строил шикарные дома и коттеджи и забыл оплатить за электроэнергию, газ, воду. А кто руководит(л) народными депутатами (Кенгаш) города? Да избранные в округе района и ответственные депутаты будут знать обстановку в округе лучше, но смогут ли они побороть тех кто прикрепился к кормушке, изучая трудовую деятельность некоторых кандидатов (агитационные плакаты) понимаю, что у них нет опыта производственно-хозяйственной деятельности? Остается только надеяться, голосовать пойду обязательно.
Как проводилась агитация это отдельная тема (16 — округ "Авайхон"), на встрече (20 декабря) с кандидатом от партии "Миллий тикланиш" было всего 7 человек и не одного активиста махалли, представителей правления ТЧСЖ (более 20 многоквартирных домов, "им" оказывает доверие более 51% членов товарищества) ), про другие встречи и не читал и не слышал.