В Ташкенте 9 декабря 2017 года состоялась официальная церемония открытия монументальной скульптурной композиции «Караван».
Многофигурная композиция, впечатляющая воображение историческими мотивами и масштабностью воплощения, создана молодым ташкентским скульптором Павлом Макаровым и небольшой командой его помощников при поддержке хокимията Чиланзаркого района. Установлена она на развилке дорог у метро «Алмазар», сразу за мостом — там, где берет начало Узбекская национальная магистраль.
Работа выполнена в традициях реалистического направления в виде декоративной стилизации с некоторым утрированием и обобщением форм.
12 декабря по просьбе редакции «Новостей Узбекистана» Павел Макаров показал нам своё новое произведение. Когда мы подъехали к «Каравану», встретили там съёмочную группу телеканала «Дуньё буйлаб» — «Вокруг света». Коллеги с телевидения тоже попросили скульптора дать интервью. Этим моментом в версии своей записи делюсь и я — на телевидении эпизод будет показан в сокращении и в переводе — передача будет транслироваться на узбекском языке.
Три месяца ушло у автора и его команды на выполнение скульптуры. Длина постамента, изображающего бархан в пустыне, составляет 75 метров, в самой широкой точке композиции она достигает 16 метров. О масштабах произведения, украсившего столицу Узбекистана, красноречиво свидетельствуют цифры: его площадь составляет 1200 кв. м; на изготовление макетов понадобилась фура, доставившая мастерам 15 тонн глины; на гипсовые формы ушло 20 тонн гипса; фигуры 7 верблюдов поглотили более 10 тонн простого цемента высокой марки D500, и в раствор для прочности отдельно добавлялись фиброволокна. Кроме каравана верблюдов в композиции три купца, вараны, кусты саксаула, округлые кусты перекати-поля… Да и на постамент-бархан ушло немереное количество материала.
Для каждой фигуры мастера изготавливали индивидуальный армированный каркас, на котором держится бетон, потому автор уверен: его скульптурная композиция долговечна.
Жаль, «Караван» не отлит в металле, но, тонированный под бронзу, он выглядит внушительно и впечатляет художественной выразительностью исполнения. Каждая фигура в композиции (в ней 20 элементов) имеет свой образ и характер. Конечно, не так просто было добиться этого эффекта. Сложно и сохранить первозданность вида композиции — мало какие материалы выдерживают силу яркого и знойного солнца Средней Азии. Для сохранности фигур автор применил сложную технологию: грунтовку поверхности на основе акрила, затем специальную гидроизоляцию, создавшую защитную плёнку. После этого фигуры были окрашены эмульсией на основе латекса, что на какой-то срок защитит их от перепадов температуры и воздействия влаги. Процедуру защиты придется время от времени повторять.
Надеемся, композиции не нанесут урон любители фотографироваться с героями скульптур. Не стоит и ходить по светлому бархану-постаменту — он создан лишь для незримой поступи фигур из бетона. Композиция охраняется, но пора нам, горожанам, самим беречь свой город и не наносить урона тому, что призвано его украсить.
«Караван», устремленный в путь, прекрасно вписался в пространственную среду автомагистрали. Словно мираж, сосуществующий в своей виртуальной временной плоскости с реальной жизнью мегаполиса XXI века, он напоминает нам о прошлом и зовёт, несмотря на любые испытания и сложности дороги, упорно идти вперед.
Ок йул, «Караван», счастливого пути!
Тамара Санаева
Фото и видео автора