«КОРАБЛЬ СПАСЕНИЯ» – так называется новая выставка, представленная вниманию зрителей с 29 ноября в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы. Автор Шавкат МУЗАФФАР (Турапов Шавкат Музаффарович) – художник и архитектор, Председатель Секции Графики Творческого объединения Академии Художеств Узбекистана. Среди гостей были известные люди: академик Леким Ибрагимов, председатель «Олтин Мерос» Зарифа Эшмирзаева, поэт Бобур Бобомурад.
Выставка особая. Все картины прозрачные и тонкие, поскольку как художник Шавкат Музаффар слишком проницателен и романтичен. Цвет в картинах его нежный, серебристый. Даже красный не агрессивен– он смотрится будто бы через стёклышко перламутра. И графическая система здесь иная, чем у других художников. Композиция работ декоративная, будто нарочито уплощённая, но искренняя. Сюжеты основаны на глубочайших смыслах восточной философии, каллиграфии, связаны с древней традицией миниатюры.
Тонкую любовь к искусству художнику с детства прививала его семья. Отец – Музаффар Тураб был поэтом и журналистом. Мать– Рихси Абдуллаева была учительницей начальных классов. Но самым близким другом и наставником был для Шавката Музаффара его дедушка. Звали его Тураб Гулям. Именно он дал внуку-первенцу имя. До восьми лет Шавкат жил с бабушкой и дедушкой Турабом в доме старой махалли Кукчи. Дед был одним из представителей первосвященников начала ХХ века – джадидов. В 30-е годы работал инспектором просвещения в городе Шахрисабзе. Он хорошо владел языками– персидским и арабским, превосходно говорил на русском. Писал стихи, играл на дутаре и конечно же отлично рисовал.
Тураб Гулям плотно занимался воспитанием внука. Показывал старый базар Чорсу. Водил его по узким улочкам Старого города, к Мавзолеям Шейха Ховенди ат-Тахура и Шейха Зайниддина бобо, где в тишине рассказывал старые легенды. А по вечерам дома, сидя в уютной балхане , читал внуку сказки «1000 и одна ночь». Зимою, когда рано поднималась над плоскими снежными крышами тонкая луна– сидели у танчи и вместе рисовали. Дедушка любил рисовать цветы и зверей. Особенно хорошо получались тигры и олени. А Шавкат ему подражал.
Уроки рисования дедушки Тураба дали возможность Шавкату Музаффару ощутить, что творчество не имеет границ. Он начал посещать кружок ИЗО в доме пионеров, где первыми учителями были Сабит Ходжаев и Лутфулло Хайруллаев. Затем учился на вечерних подготовительных курсах и поступил в Ташкентский Архитектурно- Строительный институт. Уже тогда познакомился с творчеством известных мастеров кисти: Акмаля Нура, Гафура Кадырова, Файзуллы Ахмадалиева. Работы этих больших художников, их таинственные восточные сюжеты вдохновили Музаффара , дали толчок для создания своих полотен, помогли найти свой путь.
Первые серьёзные живописные работы «Спасительный зов» и « Узбекская красавица» полюбились всем и вошли в Национальную Энциклопедию Узбекистана. В тот же период в творчестве Шавката Музаффара появляются каллиграфические рисунки зверей и птиц, растений, составленные из букв арабского алфавита. Этой сложной и прекрасной техникой художник увлёкся работая в научно- исследовательском проектном институте памятников архитектуры Узбекистана. Прикосновение к древним секретам проектирования, расшифровка эпиграфики, знакомство с каллиграфий и рунической письменностью обогатили и сформировали творчество художника.
Сегодняшняя выставка– новый опыт символического углубления, выраженный в названии «Корабль спасения». Я попросила автора рассказать обо всём подробно.
– Шавкат Музаффарович, обращаясь к драгоценновосточной теме, как к заветному Ковчегу, Вы намерены вернуть искусству утерянное в наши дни предназначение– уберечь нас от духовной гибели?
– Давайте лучше отвечу так: мы живем в очень жестоком мире. Каждый художник старается создать свою философию жизни. Я создаю свой Мир, рисуя только свет и доброту– то что заставляет задуматься, то, что даёт силы надеяться, мечтать, наслаждаться. Ведь Бог создал наш Мир во имя любви. Суть жизни– творить добро, помогать людям, жить в дружбе и согласии. Об этом говорили в своих трудах наши предки мыслители, поэты средневековья, такие как Ахмад Яссави, Накшбанди, Пахлаван Махмуд, Лутфи, Алишер Навои, Бабур, Машраб. В произведениях наши поэты в центр внимания всегда ставят Любовь к Богу, к человеку, Гуманизм, Доброту, Милосердие, Мужество. Центральная Азия очень богата своею историей, искусством, культурой. Поэтому для художника всегда есть вдохновение для работы. Социальная тематика, может быть, актуальна сегодня, но я думаю, что это не для меня. Мне близки вечные ценности. Я рад, что в США и Европе, где мне посчастливилось проводить свои выставки, людям очень понравилось моё творческое направление. Не смотря на то, что там больше развито современное искусство, Восток для них по- прежнему тайна и откровение– сладкая сказка.
– Расскажите о своих наставниках, какие советы они Вам давали, чтобы достичь результатов в работе? Какие советы можете дать Вы?
– Я считаю себя счастливым человеком. У меня было много учителей и наставников. У каждого я учился чему- то особенному. Иногда то, что говорит учитель кажется скучным, но со временем понимаешь смысл задания.Навыки, которым научился, начинают помогать в работе. Один из моих учителей- художников Сафо Мухамедов всегда давал нам домашнее задание делать как можно больше натурных набросков и эскизов. Рисовать кисти рук, складки материи, драпировки, листья деревьев, спичечные коробки… Наблюдать. Нам тогда это казалось лишней работой, но на самом деле помогло натренировать руку и глаз. В становлении личности важную роль играют наставники. Иногда бывают моменты, когда человек колеблется в принятии решении. Совет мудрого друга всегда поможет. У меня есть такой друг в искусстве. Знаток своего дела искусствовед Шухрат Абдуллаев. Но если рядом нет друзей, помните то, о чём говорил Великий шейх Нажмиддин Кубро: «Не нашёл друга больше, чем книги». Что могу посоветовать я? Больше читайте и читайте бумажные книги. Меньше смотрите на экраны и мониторы – берегите глаза.
– Шавкат- ака, Вы много путешествовали. Что больше всего запомнилось из недавних творческих поездок?
– Это было в 2012 году. В то время я работал арт- директором журнала «Муштум». По инициативе посольства США нашу делегацию пригласили участвовать в ежегодном конгрессе художников. Мы посетили семь штатов, ознакомились с работой коллег из известных изданий «Вашингтон пост», «НьюЙоркер» . Гостили в домах известных людей Америки, встречались со студентами в Библиотеке конгресса, посещали музеи. Однажды решили устроить праздник в номере гостиницы, где жили. Купили большого готового индюка. Аппетитно накрыли на стол. Вдруг обнаружили, что на кухне есть ножи для масла, а большого ножа для резки нет. Друзья попросили меня сходить за ножом, поскольку им казалось, что я знаю английский лучше всех. Как человек «знающий язык» я спустился администратору на первый этаж. Администратор– красивая девушка латиноамериканка, услышав от мня фразу: «I want a sharp knife», была в недоумении и начала кому- то звонить. Это был наш переводчик Джон. Я объяснил ему, что мне нужно…через несколько минут в дверь нашего номера постучали. На пороге стоял парень из персонала отеля с четырьмя ножами для масла в руках. Мы не знали, смеяться или нет. Потом нам всё- таки принесли большой острый нож. Выяснилось, что в целях безопасности не полагается держать острые ножи в номерах, но для нас сделали исключение.
– Вы рисуете волшебные картины, а что увлекает Вас в реальной жизни? Какой девиз поддерживает в ежедневной суете?
– С детства я любил самолёты . Не боюсь высоты. В армии я служил в боевой части войск ПВО. Наизусть знал черты и технические характеристики самолётов. Нарисовал их целую галерею в кабинете политзанятий. Наверное, я бы мог стать лётчиком или врачом-табибом. Часто в жизни приходилось лечить людей и ухаживать за больными. В реальной жизни я проектирую жилые дома, интерьеры, иногда пишу стихи. Мой главный девиз? «Всё к лучшему».
МАРИЯ КОРОВИНА,
фото автора