back to top
7.7 C
Узбекистан
Суббота, 16 ноября, 2024

Джаз – это миг длиною в вечность

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,040ПодписчикиПодписаться
Джаз – это миг длиною в вечность

Мы познакомились полгода назад на Джаз фестивале в Консерватории Ташкента. Был май. На улице — пряное томление, ожидание скоропостижного зноя и восхищение последними цветущими деревьями.

Концерт тёк, как обычно, ровно и гладко, как идёт по морю шхуна в безветренный день.

И тут вышла она, платье со «странными рукавами», закрывающими кисти рук. Чёрное. В пол. Она пела. Или летала. Или жила. Я не могла понять, что это было. Но Вселенная вывернулась наизнанку и втягивала меня тысячами чёрных дыр.

Как я выбралась, уже не помню. И выбралась ли именно я? Этот вопрос остаётся открытым.

Так я встретила Фериде Гиргин.

Не так давно, в октябре, я узнала, что Фериде ездила в Баку на «Международный джаз фестиваль 2017».

Мы встретились в уютном кафе, пили много черного кофе с лимоном. И Фериде раскрывала мне миры. Миры музыки, запахов, цветов.

Я не могла не записать это, а, записав, не рассказать.

— Фериде. Расскажи мне о фестивале. Как ты туда попала?
— Джаз фестиваль проходил в Баку с 4 по 10 октября. Это был обмен опытом молодых музыкантов и джазовых мэтров из разных стран. Я прошла 3-й отборочный тур на фестиваль. Посодействовал в моем участии Азербайджанский Культурный Центр. Особенно важным явлением на фестивале для меня стали джем-сейшены …

— Отсюда можно поподробнее? Что такое джем-сейшены?
— Джем-сейшн – это совместная, последовательная, индивидуальная и общая импровизация на заданную тему. Музыкальное действие, в котором собираются музыканты и играют без особых подготовок и определенного соглашения. Я бы сказала, что джем-сейшн — это знакомство, неожиданное, порой вне времени, без имени и каких либо земных ограничений. Это знакомство различных космосов, сплетающихся в единой точке Вселенной под названием «Музыка». Джем-сейшены, как правило, начинались поздно. Это было ночное время. С 11 вечера до 3-4-х утра. Днём у нас была обычная программа. Но вся интересная жизнь начиналась ночью.

— С какой программой ты выступала на концертах днём?
— На основном своём выступлении на концерте я исполнила произведения в жанре «джазовый стандарт» Дюка Эллингтона «It don’t Mean A Thing» («Это сущий пустяк») и композицию в жанре «этно-джаз» под названием «Sen kalem ol bende kagit» на турецком языке, из репертуара турецкого певца по имени Волкан Конак. На фестивале я пела с музыкантами из США, Германии, Гвинеи, Нидерландов и Азербайджана. Музыка была самая разная, как и музыканты, необъятная, индивидуальная. Звучали безумные и специфические мотивы от «классического, традиционного джаза», до «авангарда»(«modern-jazz»).

— На джем-сейшенах выступали все те же исполнители, что и на концертах?
— В начале процесса никто не выходил на сцену. Звучала сложная в гармоническом плане музыкальная тема, автором которой был гениальный пианист из Амстердама Michiel Borstlap. Постепенно, окутываясь волнами драйва, начали выходить музыканты с различных стран. Наслаждаясь этим действием, я тоже вскоре решила рискнуть и, выходя на сцену с необычайной легкостью, мне удалось поймать настроение команды. Можно сказать, что мы делали всё! Рисовали миры, созвездия, с помощью звуков и самых различных импровизационных взглядов. Улетая в другие субстанции, нам удалось плавно перейти к восточному колориту и ритмике… Без этнического начала не обошлось. Этим самым нам удалось разнообразить наш порыв яркими красками. Это был настоящий экстаз! В нем была особая медитация, некое исцеление.

Вы договаривались с музыкантами, что будете делать на сцене?
— Нет. Ни у кого из нас не было плана, мы не знали, что будем делать сейчас, и что будем делать потом. Что же касается моей вокальной практики, в основном, я исполняла в стиле «скэт». Это вид импровизационного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкальных инструментов, а также определенных слогов.

Джаз – это миг длиною в вечность

В джазовом пении ты используешь базовые слоги?
— Не всегда. Я осмеливаюсь делать и свои слоги. Я никогда не ограничиваюсь стандартным взглядом на джаз. Я ищу своё. У меня своё виденье, свой авангард. И не считаю правильным копировать всё, что движется. А «скэт» должен быть у каждого свой.

— Кто задавал ритм в импровизациях? Музыканты?
— Не только. Иногда я брала смелость на себя. Как-то я начала имитировать ударные инструменты с помощью голоса. У меня был батл с барабанщиком. Я его — он меня, я на него — он на меня. А ведь самое сложное в джазовом пении – имитировать ударные инструменты. Можно имитировать скрипку, саксофон, трубу. Но именно имитация ударных приближает исполнителя к подлинным истокам настоящего джаза.

А ты когда-нибудь имитировала ударные инструменты, или пришла к этому стихийно в Баку?
— Я пришла к этому на Фестивале. В пространствах интернета я открыла для себя одну уникальную джазовую певицу — Рейчел Фэрель, которая виртуозно владеет своим голосом и искусством «скэта». Я послушала её, она меня впечатлила. У меня вспыхнула к ней любовь. Я поймала её – она заразила меня. Под веяньем Рейчел я творила то, чего не делала никогда в жизни. Пошли имитация барабанов, щеточек, какие-то придыхания, индивидуальная специфика звуковых оттенков в голосе, расширение вокального кругозора и развернутость музыкального мышления в целом. При этом раскрылась моя индивидуальность. Так как я стараюсь никогда никого не копировать, и не делаю ничего шаблонно. Я стремлюсь делать это по-другому, и получается каждый раз иначе.

— Были ли возрастные ограничения на фестивале?
— До 30 лет.

— Как еще фестиваль повлиял на тебя?
— Я очень сильно раскрылась. Я была смелая, дерзкая. У меня поменялось мышление. Я научилась многому.

— С кем ты ездила в Баку? Расскажи немного.
— Я ездила со своим преподавателем — Наимовой Джамилей Юсуповной. Она мой концертмейстер, но стала для меня настоящим наставником, моим первым открывателем джаза. Мой джаз начался с неё. Джамиля Юсуповна является преподавателем в Консерватории и зав.кафедрой по джазовой импровизации в школе имени Успенского. Она очень талантливый человек. Безмерно люблю её и благодарю.

Джаз – это миг длиною в вечность

Делились ли Вы с кем-нибудь своим творчеством вне Джазового фестиваля?
— Вместе с Джамилей Юсуповной нас пригласили дать мастер-класс в Национальной Консерватории Баку. Мы исполнили «Наманганские яблочки» в стиле «этно-джаз», а также вокализы, посвященные Муслиму Магомаеву, Вагифу Мустафа-Заде, Азизе Мустафа-Заде, Гугуш и Рашиду Бейбутову, написанные моим преподавателем — Амануллаевой Дилором Давроновной, профессором, заслуженным деятелем искусств Узбекистана. Студенты консерватории поделились своим творчеством. Это были изумительные голоса, виртуозные пианисты, которые поразили с первых нот. И, конечно, удивил своей тонкостью музыкального масштаба ректор данной Консерватории — Сиявуш Керимли, который играл на рояле с пронзительной душевностью. Он говорил много интересного о джазе. Особенно запомнилось его гениальное высказывание: «Джаз — это самое великое музыкальное искусство! И чтобы исполнять джаз, нужно уметь исполнять всё: классику и этническую музыку!»

Джаз – это миг длиною в вечность

— Как долго для тебя продлились эти 6 дней?
— Миг! Самое прекрасное, что может быть в жизни – миг. Это было высшее наслаждение, творческая волна. А наслаждение не может длиться месяцами. Бывают моменты, когда ты живешь где-то неделю, а тебе кажется, что прошёл год. Да – это здорово. Но, что касается экстаза… Экстаз — это всегда миг. Миг — длиною в вечность. Миг – длиною в жизнь. Джаз – это миг, длиною в вечность.

— Как ты думаешь, какими качествами должен обладать настоящий джазовый музыкант?
— Джазовый музыкант – это человек, который всегда имеет неповторимое виденье окружающего мира. Это человек смелый, который не боится рушить рамки, шаблоны. Это, в первую очередь, свободный художник. Он всегда сможет сказать своё слово в искусстве. Я думаю, что для всего этого нужна отчаянность, одержимость. Величина джаза — в спонтанности. Ты можешь считать себя джазовым музыкантом только тогда, когда ты спонтанен.

— А ты знаешь, что такое спонтанность?
— Более чем!

Джаз – это миг длиною в вечность

Фериде Гиргин — студентка третьего курса государственной Консерватории Узбекистана. Родилась в городе Ташкент. Ученица профессора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, Амануллаевой Дилором Давроновны. Окончила музыкальный лицей при Государственной Консерватории Узбекистана по классу «эстрадно-джазовое пение». Лауреат международных фестивалей и конкурсов. Победитель Республиканского конкурса. Активный участник Польского, Крымско-татарского и Азербайджанского центров.

НАТАЛЬЯ БЕЛОЕДОВА
Фото: Аркадий Митник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Женеве специалисты познакомили коллег с опытом Узбекистана в реабилитации и реинтеграции возвращенцев из Сирии

11 ноября 2024 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве состоялось мероприятие высокого уровня под названием «Эффективная реабилитация...

Больше похожих статей