back to top
15.1 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Российское кино о межнациональных проблемах и героизме космонавтов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Российское кино о межнациональных проблемах и героизме космонавтов

За прошедшие дни мне посчастливилось посмотреть два новых российских фильма, вызвавших огромный интерес среди зрителей и киноведов. Как известно, в Ташкенте впервые за последние 6 лет проводится Неделя российского кино с участием группы российских кинематографистов. Мероприятие стартовало 15 октября и продлится до 20 октября. Всего к показу были представлены шесть фильмов — лауреатов и участников «Кинотавра» и других российских и международных кинофестивалей: «Коробка», «Огни большой деревни», «Тэли и Толи», «Находка», «Лиризмы» и «Единичка».

16 октября во Дворце творческой молодёжи Ташкента состоялось торжественное открытие Недели, где перед многочисленной публикой выступили организаторы киносмотра и члены делегации. Настоящий фурор произвели великолепные выступления знаменитых актёров Светланы Тома и Эвклида Кюрдзидиса, вызвавшие бурю аплодисментов зала. Поначалу есть смысл напомнить нашим читателям, что заслуженная артистка России и народная артистка Молдовы Светлана Тома стала широко известной в мире после участия в фильмах режиссёра Эмиля Лотяну «Красные поляны», «Лаутары», «Табор уходит в небо» (Рада). Всего в её творческом багаже почти 60 кинолент, но в душу она запала великолепно сыгранной ролью цыганки Рады. Старшее поколение узбекских зрителей запомнило её и по участию на первом Кинофестивале Стран Азии и Африки. Мы все воспринимали её жгучей молдаванкой, но на самом деле у неё русско-еврейские корни, а её родная тётя Сара Сауловна Сухая была видной активисткой просоветского подпольного коммунистического движения в довоенной Бессарабии.

Светлана поделилась воспоминаниями о прежних визитах в Ташкент и подчеркнула, что всегда любила нашу республику и гостеприимный узбекский народ. В отличие от Томы популярный ныне российский киноартист греческого происхождения Эвклид Кюрдзидис впервые в Узбекистане, но по его словам, ему нигде не было так хорошо, как в Ташкенте. «Я для себя открыл такой красивый город, таких чудесных людей. Мы гуляли вчера по городу и заходили в семьи. Просто шли, нам открывали двери, и мы просто заходили и общались с народом. Это так трогательно, что есть такая открытость, искренность и желание общаться друг с другом», — сказал Эвклид. Кстати, имя великого геометра дал ему отец, математик по специальности.

Но вернусь к фильмам. Мероприятие открылось лентой Эдуарда Бордукова «Коробка», завоевавшей более тридцати наград по всему миру. Это фильм о подростковом конфликте в спальном районе, разворачивающемся вокруг дворовой футбольной коробки. Но акцент в картине сделан не просто на мальчишеских разборках – увы, их много во всём мире. Остроту и актуальность киноповествованию придаёт тот факт, что московские ребята идут на открытое столкновение с группой кавказцев, живущих также в Москве. Всем им хочется играть в футбол в дворовой «коробке», ограждённой от окружающих домов высокими деревянными заборами. Никто не хочет уступать, ребята полны юношеского азарта и агрессивности. Примечательно поведение взрослых – отец главного героя Кости не хочет мириться с тем, что его город заполонили чужаки, «понаехавшие на всё готовое». А тренер способного кавказца Дамира учит его не доверять «этим русским», которые, по его мнению изначально ненавидят кавказцев. Напряжённый фильм с остродраматической коллизией заканчивается символически, хотя и очень убедительно – поначалу нерешительно, несмело, но постепенно все ребята включаются в восстановление специально подожжённой «коробки». Берёт верх разум, чувство справедливости и мальчишеской открытости. Очень умная и полезная лента.

Российское кино о межнациональных проблемах и героизме космонавтов

А вчера мне довелось посмотреть широко разрекламированную картину «Салют-7» (Автор идеи Алексей Самолётов, Авторы сценария Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Клим Шипенко, он же режиссёр-постановщик картины). Не скрою, фильм я смотрел с большим интересом, поскольку он о выдающемся подвиге советских космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, в 1985 году спасших вышедшую из строя орбитальную станцию, которая при падении могла причинить огромный урон нашей планете. Сам по себе это факт исключительного героизма, высочайшего профессионализма, благородства и мужской дружбы.

Прекрасная режиссура, операторские находки, удачные актёрские работы Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко. Но я бы не стал перехваливать заслуги сценаристов, которые для придачи остроты позволили себе многое нафантазировать. В связи с этим для меня было важно узнать мнение Владимира Александровича Джанибекова, с которым мы близко знакомы ещё с первого его полёта в космос в 1978 году в качестве командира экспедиции. Тогда он прилетел на свою Родину, даже ещё не получив награды. С тех пор мы многажды встречались, в том числе и у меня дома, а чаще всего в мастерской нашего прекрасного скульптора Якова Шапиро, у которого Володя всегда останавливается.

Приведу высказывание космонавта, которому фильм не понравился: «У меня сложное отношение к этому фильму. С точки зрения художественной картинки проделана прекрасная работа: потрясающие кадры, эффекты, актёры сыграли великолепно, даже невесомость удалось передать очень круто. Но присутствует какой-то американский вариант воздействия на мозги зрителей. Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя всё было ровно наоборот: все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы всё получилось. Никогда не угрожали нам работники ЦК КПСС и Минобороны — только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несёт другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать. Когда люди за рубежом будут внимательнее смотреть ситуацию в Центре управления полётами, как вы думаете, это мимо пройдёт? Нет. Вообще, как было на самом деле, можно прочитать в книге Виктора Савиных «Записки с мёртвой станции». Да и в бортовом журнале не было никаких намеков на угрозы». Примерно такое же мнение и Виктора Савиных.

Российское кино о межнациональных проблемах и героизме космонавтов

Вполне уместно будет если я скажу, что наш земляк, который очень любит Узбекистан и симпатизировал Шарафу Рашидову, является человеком редкостной скромности и честности. Он должен быть внесён в «Книгу Гиннеса», как единственный среди космонавтов и астронавтов, 5 раз был командовавший космическими экспедициями.

А фильм, тем не менее, надо посмотреть всем, особенно молодёжи. Потрясает он больше, чем любой американский боевик или фэнтези.

Завтра, 20 октября состоится закрытие Недели российского кино.
Москвичам спасибо!
А нам надо готовиться к ответному фестивалю узбекского кино в Москве.
Это будет настоящий экзамен.
И с ним надо справиться.

Ало ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Женщина разумная — Женщина будущего»: гламурные женщины провели деловую тусовку в Ташкенте

23 ноября в Ташкенте состоялся женский форум деловых женщин Smart Women Forum «Женщина разумная - Женщина будущего», организованный Академией...

Больше похожих статей